|
| |||||||||||||
Ответов - 98 , стр: 1 2 3 4 5 All [только новые] | |||||||||||||
| roman Давайте разберемся. Это действительно старая мощеная дорога. У меня какие-то смутные воспоминания об этой лесной дороге. Возможна, она начинается близ Кольца и затем по западному склону Машука идет в сторону от ул.Гагарина(пр.Калинина) до Перкальских скал. Если я не прав, опишите подробно ее маршрут следования, чтобы можно был уточнить по современной карте. Вы пишете, что эта дорога, из Николаевки в Пятигорск, построена в 1823-1825гг. Но колония Николаевская появилась на этой земле только в 1835г. а город Пятигорск был учрежден только в 1830г. Скорее всего, речь идет о старой дороге, построенной Бернардацци в 1823г. от Горячих Вод до Железных Вод, через Каррас. Сравнение современной дорожной карты(2005г.) и дорожной карты 1831г. указывает на то, что главная магистраль старинной мощеной дороги на отрезке Каррас- Горячие Воды почти совпадает с современной трассой (ул.Гагарина + пр.Калинина). Но, согласно старой карте, от этой дороги в 2-3 местах ответвляются другие дороги, худшего качества, которые также ведут в Горячие Воды, но более коротким путем, например, рядом с кладбищем. По ним лучше было скакать верхом, чем ехать на колесах, рискуя поломать ось или ступицы. Когда в 1874-1875гг. делался удобный почтовый тракт от Кумской(Мин-Воды) до Пятигорска и далее до Ессентуков и Кисловодска, то строители не мудрили особо, а местами использовали старую, наканную дорогу, которую немного подправили. При этом все прочие побочные дороги стали использоваться редко и постепенно превратились в труднопроходимые. Так мне представляется. Вот фрагмент дорожной карты 1831г. от Карраса до Машука. Наверху - север, слева - склоны Бештау, внизу - юг, склоны Машука. В средней части колония Шотландская(с центром - на пересечении современной Шоссейной ул. и пр. Свободы) , на юго-восток от него Заросшее озеро - потом Николаевское озеро. Множество дорог - вдоль почти прямой магистральной трассы указаны два пикета. Это и есть главная дорога(ныне - ул.Гагарина). А какую из этих старинных дорог Вы сфотографировали и в каком месте: <\/u><\/a> | ||||||||||||
| Отец мне рассказывал, что когда появились МТС (машино-тракторные станции) и по этой дороге стали ездить трактора, то трактористы стали устраивать скандал, когда на ихнем пути встечалась повозка, считая своё приимущество на эту дорогу. Бывали случаи когда они отбирали уздечки. Пришлось вмешаться правлению колхоза т. к. за колхозом был закреплён определённый участок дороги, который они должны были обслуживать, таким образом конфликт был ликвидирован. | ||||||||||||
| Мой дядя (ему 85 лет) вспоминает, что за кирхой было старое кладбище, которое в 1936-1937 гг. разравняли и посадили тутовник и колхоз стал развивать шелко-прядное производство. А нагробные камни со старого кладбища использовали для строительства моста по Колхозной улице через реку Шамуга. Жители села были очень возмущенны этим решением, но был 1937 год. | ||||||||||||
| Артурович Вам эта дорога на фотографии знакома? Подскажите, где она начинается. Да, Вы правильно заметили, дорога узкая, почти одноколейная, разъехаться на ней очень трудно. Вряд ли она могла быть большой дорогой для связи с Пятигорском. Кстати, на карте Пятигорья 1941г. мне удалось найти только одну МТС - на западной окраине Горячеводска, ныне - в районе Заводской улицы, где находится Учебно-курсовой комбинат "Пятигорский". Немного чаще встречаются близ Карраса и Иноземцево сокращения РС и СС - вероятно, ремстанции и сельхозстанции. А вот сокращения МТФ, СТФ, ПТФ встречаются весьма часто. Известно, что МТФ - это молочно-товарная ферма, а вот СТФ и ПТФ - могу только предполагать. А что вы думаете на сей счет? По поводу старинного кладища Николаевской известно, что часть его ныне занимает территория санатория "Машук Аква-Терм". Кстати, в центре его стоит знаменитый памятник Клизме с ангелочками, о котором так много писали газеты несколько лет тому назад. И рядом находится обширная тутовая плантация Шелкстанции, которая была основана в Николаевской в 1931 году. На плантации выращивается 150 сортов шелковицы для привередливых шелкопрядов. Относительно моста из надгробных плит, надо будет обязательно поинтересоваться. А вот название речки - Шамуга слышу впервые, м.б. Джемуха. | ||||||||||||
| Grumman Выкладываю фрагмент карты с местом снимка <\/u><\/a> Фрагмент старой шоссейной дороги. Извините за неточность в моём прошлом посте – конечно, на плане Пятигорска 1832 г. составленный А.Г.Б. - «Дор.от Железныхъ водъ и Шотандской Колонiи»… Дорога 1823-1825 через колонию Каррас – сократила путь от Железных вод до Константиногорской крепости до 16 вёрст. В 1829 г. её расширили по распоряжению Емануеля. По этой дороге ходили казенные экипажи. Предполагаю, что умостили её после постройки шоссе и организации почтовых станций с 1875-1898 г. (Старая почта как в Николаевке так и в Карасе уже не существуют… В Николаевке – там сейчас частный дом, а почта Карраса – утрачена.) Вот ещё выкладываю «вид сверху» кирхи в колонии Николаевской <\/u><\/a> | ||||||||||||
| Артурович
Действительно, за кирхой было кладбище. Оно было засажено тутовником и орешником. О границах его теперь судить сложно. Необходимо лезть в архивы... Я помню, как застраивали этот участок в 80-е годы. Жуткое зрелище... Случайно там оказался и видел как ровняли площадку под застройку... Рядом с кирхой - по балке немного западнее - должен быть родничек. Из него брали воду. Незнаю, сохранился ли он - небыл там лет 30... | ||||||||||||
| Grumman По старой шоссейной дороге могу добавить, что проходила она (как собственно и сейчас проходит) через обе колонии по улице Шоссейной. В колонии Каррас был перекрёсток в районе Вечного огня старого кладбища. От него можно было отвернуть на Железные воды (в сторону жд. станции "Бештау") и Кумскую... | ||||||||||||
| roman Весьма благодарен за очень информативные фотографии с указателями. Вижу, что заблуждался, считая современную трассу Иноземцево-Пятигорск бывшим шоссе Каррас-Пятигорск. Кстати, на карте 1941 года, действительно, современной трассы нет, но есть Ваша дорога длиной 7км, которая проходит с западной стороны железнодорожного полотна, от Николаевской до разьезда Лермонтовский. <\/u><\/a> Эта дорога также заметна на старинной открытке немецкой колонии Николаевской, слева от железной дороги. <\/u><\/a> | ||||||||||||
| Grumman Сердечно благодарен за выложенные фотографию и карту. Как говориться - лучше один раз увидеть... Не подскажите, открытка какого года? | ||||||||||||
| Артурович (исходный пост 08.07.10 17:39)
Grumman
Вообще, с речками непонятная ситуация. На старых картах такой речки нет нигде... На современных картах Джемуха - речка в Железноводске. Она же р. Железная на старых картах. На той-же старой карте рядом с Николаевской кирхой течет Гремучка. Другая речка - севернее - большая Гремучка - по большей части течет по территории Каррас... ... Хотя картам не всегда можно верить | ||||||||||||
| roman Старинная открытка "Вид колоний Николаевской и Каррас с вершины Машука" датируется паримерно ок.1910 года. Да, с Джемухой существует запутанная ситуация, которая еще ждет своих исследователей. Одни авторы и картографы считают, что она берет начало на Машуке, другие - на склонах Бештау, причем на разных. Но так или иначе, все согласны с тем, что она становится только рекой Джемухой в районе ж.д. платформы "Змейка". До этого места Джемуха вбирает в себя многочисленные речки и ручьи в секторе от Машука до Железноводска. Видимо, попытки выявить основное русло и исток Джемухи и дают в разное время у разных исследователей неоднозначные варианты ответа. Отсюда - есть серьезная проблема "Река Джемуха и ее истоки"(Баранкош, Таран, Железная, Черная речка, Гремучка и пр.) для исследователей-гидрографов. В гидрографии существуют правила, как определять основное русло реки, или что считать притоком, в условиях неопределенности(видимо, по объему воды в месте слияния). А так как со временем, меняются условия протекания и объем рек, то приток может формально стать главным истоком. Реки на Кавказе непостоянны. Поэтому следует опираться на существующую традицию. Что изначально считали истоком, а что притоком и как их называли. Так что проблема еще имеет и историко-топонимический аспект. Вот реальное дело для настоящего краеведа, которого интересуют подобные проблемы. Для этого надо обойти пешкои или обьехать на велике, и выявить все притоки Джемухи до платформы "Змейка". И слава тому, кто эту проблему "разрулит"! Да, я знаю о Гремучке, вытекающей из пещерной расселины на восточном склоне Бештау. Но вот название Шамуга я услышал впервые. | ||||||||||||
| |||||||||||||
| roman Посмотрите в Инете. Там ныне говорится о Джемухе в Железноводске(протекающей западнее Иноземцево) и о Джемухе у Баталинского источника(протекающей восточнее Иноземцево), что невозможно одновременно. | ||||||||||||
| Вот нашел: Сайт с объявением о передвижной фотовыставке<\/u><\/a>
Я думаю, что будет интересно... | ||||||||||||
| roman Насколько я понимаю, это объявление о намерениях в виде проекта. И хотя организаторы уже имеют часть экспонатов из местных музеев, но они просят российских немцев и разных исследователей присылать им фотографии и документы, чтобы затем устроить общую временную выставку в библиотеке, школах или институте, и в других образовательных и культурных заведениях. Если проект будет иметь успех, то тогда, возможно, встанет речь об организации Краеведческого музея в Иноземцево (если удасться выбить помещения и утвердить небольшой штат). Ну, что ж, дело благое. Дай Бог им удачи в этом нелегком деле. Хотя мне больше по душе виртуальная выставка и музей в Интернете. Во всяком случае в этой форме их экспонаты будут доступны для всех российских немцев и их потомков - и в Казахстане, и в Сибири, и в Германии и в США. А затрат минимум. Хотя можно объединить эти два проекта и при музее, как хранилище документов, создать в Интернете свой сайт по истории немецких колоний в Пятигорье. | ||||||||||||
| graumann Совершенно с Вами согласен. Как обещают организаторы, будет и сайт у этой фотовыставки. Ну что там будет - посмотрим. В нашем районе фотовыставку обещают провести где-то в сентябре 2010 г., о чём проинформируют заранее ... Ну это в сентябре, а пока выкладываю современные фотографии бывшей кирхи в колонии Николаевской (он же ДК "МАШУК"): Вот так сейчас выглядит северный фасад здания: <\/u><\/a> <\/u><\/a> <\/u><\/a> А это южный фасад: <\/u><\/a> На выходе из здания: <\/u><\/a> Улица Колхозная рядом с зданием ДК: <\/u><\/a> | ||||||||||||
| roman Спасибо. Прекрасные фотографии расширенного здания бывшей немецкой церкви в колонии Николаевской. Я писал о ней ранее в посте №104. Сейчас там библиотека, административные помещения, зрительный зал со сценой, разнообразные детские кружки. В общем, царство детей и культуры. У заведующей ДК прекрасный автомобильчик "Ока", который обычно стоит у северо-западного угла здания. Сразу видно, на работе она или нет. А вот рядом с бывшей кирхой есть каменный мост, на котором есть небольшая каменная плита с датой "1935", с серпом и молотом и с загадочной надписью, которую пока никто не смог расшифровать. Вот ее фотография, сделанная одним любознательным туристом: <\/u><\/a> Я же смог разобрать на этой фотографии лишь следующее: 1935г. * КОЛ. ОКТ. + ФУНК. ОРГА= НИЗ. ???????????? Вероятно это означает "Мост построен в 1935г. колхозом "Октобер Функе" организация ?..." (далее неясно) Да, в 1930-х годах колония Николаевская носила название "Октобер Функе" Это следы времени... | ||||||||||||
| graumann Спасибо за фото. Заинтересовало... Буду в тех местах - обязательно постораюсь найти эту плиту... | ||||||||||||
| |||||||||||||
| roman Да, эта книга воспоминаний очень откровенная и жесткая, даже по нынешним меркам. Очень много рассказывается о селении Николаевка, где автор жила до войны, во время оккупации, и после войны, проведя здесь детство и юность. Она рассказывает много из того, что уже забыто... Эта книга должна стать популярной в нынешней Николаевке-Иноземцеве. Интересно, есть ли она в местных библиотеках. Это почти наши "Дети Арбата". Писательница, литературовед и киносценарист Вера Константиновна Черницкая-Лукницкая(27.01.1927г.р.) пережила мужа Павла Лукницкого(1902-1973) и сына Сергея Лукницкого(1954-2008), известных московских писателей и литературоведов. Семья писателей Лукницких почти 80 лет занималась исследованием биографии русского поэта Николая Гумилева. <\/u><\/a> Это Вера Лукницкая. | ||||||||||||
| Пожалуйста, проясните ситуацию: На сайте Государственной Архивной Службы Республики Северная Осетия - Алания в разделе "Справочники и документы" имеется интересный документ : Иностранные колонии Терской области<\/u><\/a> В этом документе на пересечении строки №136 и столбца поисковых данных указано:
Это что за хутор такой? (Может быть это нынешняя Капельница, или может быть так назывался дачный район - выше, через железную дорогу - к Бештау ?) Может быть хутор Гартенфельд - это нынешний хуторок "Роза Люксембург"? | ||||||||||||
Ответов - 98 , стр: 1 2 3 4 5 All [только новые] | |||||||||||||
Форум » Поиск по населённым пунктам (кроме Поволжья) » Kol.Nikolaewka /Николаевская – доч. колония поволжских немцев ( Пятигорск ) |
|
|
- участник сейчас на форуме - участник вне форума | Все даты в формате GMT
3 час. Посещений WD-форума сегодня: 5 Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет |