|
Отправлено: 03.11.10 22:00. Заголовок: Уважаемые госпожа На..
Уважаемые госпожа Наталья и господин RuBen, Я принципиально не участвую ни в каких форумах или обсуждениях, не осуждая при этом тех, кто в них участвует. Но сегодня, пожалуй, вам отвечу. С учетом замечаний, которые считаю верным, абзац моего текста, который включен к готовящуюся к печати книгу будет выглядеть так: Обычному человеку прочесть этот увесистый труд, написанный достаточно сухим языком, каковым в основном и пишутся кандидатско-докторские диссертации, достаточно сложно. Хотя для узких специалистов интерес она, может быть, и представит. Главное, чтоб они о ней узнали. Второй премией была отмечена автор поэзии, которую смело можно отнести к классике «девичье-альбомной лирики». Правда, с рифмой у неё не всё ладится, но это, как объяснили, новое направление. Верлибр называется. Что-то вроде потока сознания. И ещё знаменита она тем, что долгие годы возглавляла литературное объединение российских немцев, объединившее любителей «девичьего альбома» обоих полов. Следующее. С «браво!» вы поторопились. Во-первых, я не организация, а представитель организации, штаб-квартира которая находится в Будапеште. Во-вторых, на конкурс, о котором идёт речь, представляются только работы на немецком языке, а наша организация объединяет русскоязычных писателей. Теперь еще о диссертации. Конкурс, о котором я пишу, литературный, а не научный. На него представляются литературные произведения: романы, повести, рассказы, поэмы…. Короче, почитайте условия. Там всё подробно расписано. Ну а почему ни одна из организаций российских немцев не выдвинула названных мною писателей, так я ж объясняю: потому что они неудобны! Они пишут правду. Пишут остро. Пишут талантливо. И чиновникам, которые выделяют кошт для этих организаций, может это не понравится. Так их начальники думают. Если я ошибаюсь, то можно ведь выпустить сборник произведений этих литераторов и без премии. Но, уверяю, не выпустят. Никогда. И ни за что. Впрочем, это долгий разговор. А на ликбез у меня нет времени. Не обижайтесь. Через три месяца выйдет книга «Утро в раю» (стартовый тираж четыре тыс. экз). в ней всё будет сказано. Но участие в дискуссиях на этом завершаю. С уважением, А.Ф.
|
|
Отправлено: 22.11.10 07:54. Заголовок: ОСОБОЕ..
ОСОБОЕ МНЕНИЕ
Виртуальная история реального народа В Москве состоялось отчётно-выборное собрание Международной ассоциации исследователей истории и культуры российских немцев (МАИИКРН), объединяющей более ста учёных из девяти стран, на котором был избран новый состав правления и его председатель. В третий раз подряд им стал д-р исторических наук, профессор, заведующий кафедрой отечественной истории Саратовского госуниверситета Аркадий Герман. Заместителем председателя избрана кандидат исторических наук, заведующая лабораторией этнографии и истории немцев Сибири Омского госуниверситета Татьяна Смирнова. Ещё одним заместителем, курирующим Украину, избран кандидат исторических наук, доцент кафедры всемирной истории Днепропетровского национального университета Виктор Клец. Ответственной по Казахстану стала профессор, декан факультета социальных наук Казахстано-немецкого университета Алма-Аты Тамара Волкова. Официально эта международная ассоциация была учреждена в феврале 1996 года. Тогда же был принят устав, определены основные направления деятельности, и она была зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ. Ну а неофициально МАИИКРН существует с сентября 1994 года, когда на научной конференции в Анапе собрались едва не все те, кто занимался историей и культурой российских немцев. Причём не только на постсоветском пространстве, но также в Германии, Южной и Северной Америке. Тогда-то в кулуарах конференции и родилась идея создать международную организацию, которая бы не только объединила, но и координировала работу исследователей, содействовала развенчанию лживых мифов о российских немцах, тем самым способствуя восстановлению исторической справедливости и конкретно восстановлению незаконно ликвидированной республики. Оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать: сделано немало. Защищено несколько десятков кандидатских и докторских диссертаций, издано более ста монографий и сборников научных трудов, в многих городах различных стран проведены выставки, симпозиумы по широкому кругу вопросов, касающихся языка, истории, культуры и нынешнего положения российских немцев на постсоветском пространстве и в Германии. В ряде областных и районных музеев РФ и Украины созданы постоянно действующие экспозиции, рассказывающие о жизни и судьбе немцев, живущих здесь. Пусть с трудом, но исследователи получили возможность работать в закрытых для широкой публики архивах… Перечисляя свершённое, я вдруг поймал себя на мысли, что возможным это стало не вследствие чёткой государственной программы, а скорее благодаря усилиям и упорству энтузиастов. Да, какие-то деньги из госбюджетов ФРГ и РФ, конечно, выделялись, но выглядело это скорее как спонсорская помощь, которая может в любой момент иссякнуть или быть переадресованной на что-нибудь другое. Федерального научного центра или самостоятельного академического учреждения, где бы последовательно проводились исследования по широкому кругу проблем, касающихся российских немцев, как не было, так и нет. Нет в РФ или Украине у российских немцев и своего центрального музея с хранилищем, библиотекой, выставочными залами, где бы концентрировались находки и проводилась научная работа. Вместо этого создан некий виртуальный музей с виртуальными экспонатами и такими же виртуальными аудиториями, экскурсоводами, посетителями… Над этим можно долго смеяться. Можно написать едкий фельетон, и не один. Но толку не будет никакого, так как эта ирреальность официально объявлена благой реальностью. На её развитие и поддержку из госбюджетов ФРГ и РФ выделялись и продолжают выделяться значительные средства. А в ответ из этого ниоткуда идут совершенно реальные финансовые отчёты, которые, как известно, более всего ценятся чиновным людом, так как оправдывают их совсем не хилое существование. Кроме того, на территории РФ созданы виртуальные «центры встреч», в которых российские немцы якобы собираются, чтобы поговорить на родном языке, спеть народную песню, станцевать, приготовить штрудель с квашеной капустой. Короче, виртуально заняться тем, на что хватает фантазии у составителей финансовых отчётов. Под это подо всё тоже выделяются деньги, которые аккумулируются в Федеральной национально-культурной автономии российских немцев и в Международном союзе культуры российских немцев, организациях, подменивших реально существовавшую республику на Волге. Конечно, будь у российских немцев республика, то есть обладай они теми же правами и возможностями, что, например, башкиры, чеченцы, ингуши, калмыки, другие народы РФ, надобность в подобных и похожих фантомах отпала бы. Ни к чему они «равным среди равных». Но республику в 1941-м ликвидировали. Причём, как заявилось самыми высокими и самыми народно избранными советскими, а затем российскими руководителями, незаконно. Но вспоминать об этом нынешние кремлёвские шефы почему-то не любят. И вообще тот период истории теперь в РФ рассматривается исключительно с патриотических позиций. Соответственно всевозможные злодейства вроде тотальной депортации и массового геноцида конкретных народов и групп населения упоминать там считается не комильфо, то есть не очень приличным. Вот и на последней, состоявшейся в октябре 2010 года научной конференции МАИИКРН «Гражданская идентичность и внутренний мир российских немцев в годы Великой Отечественной войны и в исторической памяти потомков» выступавшие много говорили о «героическом труде российских немцев на предприятиях оборонной промышленности», обойдя вниманием тот факт, что происходило это под дулами автоматов в лагерях принудительного труда, именуемых официальной властью трудармией. Восхищаясь «вкладом российских немцев в решение продовольственной программы», даже не попытались вскрыть причины, почему тысячи честных работяг и их детей, заготовлявших и отправлявших хлеб, мясо, рыбу для Советской армии, умерли от голода. Говоря же о «массовом стахановском движении», «забыли» сообщить, что невыполнение нормы зачастую каралось смертью. Обошли историки тему имевшего место массового геноцида в отношении российских немцев и тему восстановления республики. Ни словом не обмолвились о том, что народ, сформировавшийся в России, лишён возможности обучать своих детей на родном языке не только в высших, но даже в средних и начальных учебных заведениях. Не коснулись они и такого важного аспекта, как отсутствие политического представительства российских немцев на федеральном и региональном уровнях. А коли его нет, то в стране, имеющей федеральное устройство, будущего у российских немцев тоже ведь нет. Да и история, опасаюсь, скоро закончится. А то, что от неё останется, будет предельно сглаженным и максимально оскоплённым. Может быть, я и ошибаюсь, но впервые за время существования МАИИКРН в его правлении, а оно состоит из двенадцати человек, нет ни единого гражданина Германии. Не подвергая сомнению компетентность вошедших в него учёных, думаю, что присутствие в нём, например, заместителя директора Института культуры и истории немцев в Северо-Восточной Европе д-ра Альфреда Айсфельда, сотрудника этого же института Виктора Гердта или сотрудника Гейдельбергского университета д-ра Виктора Кригера было бы весьма уместным. Впрочем, как и участие в работе МАИИКРН вице-председателя научно-исследовательского исторического общества немцев из России д-ра Антона Боша, историка-демографа Виктора Дизендорфа, директора музея российских немцев в Детмольде д-ра Екатерины Нойфельд, историка д-ра Виктора Бруля… Но их там нет. Скорее всего, по причине их несогласия с новой трактовкой истории российских немцев в 30-е, 40-е и последующие годы. Закономерен вопрос: а правление Землячества немцев из России, штаб-квартира которого находится не в Москве, а в Штутгарте, и которому вроде бы нечего опасаться строгого кремлёвского взгляда или особого мнения, оно как к этому относится? А если конкретнее, то зачем заключило договор о сотрудничестве с московским Международным союзом немецкой культуры? Или правление Землячества действительно полагает, что их соплеменникам в РФ живётся в кем-то придуманной виртуальной республике ничуть не хуже, а может, даже лучше, нежели в реальном доме, который у них отобрали в 41-м? Александр ФИТЦ, Мюнхен
|
|
Отправлено: 25.11.10 19:44. Заголовок: Ответ RuBen‘u Не то..
Ответ RuBen‘u Не только, уважаемый RuBen, признаю свою ошибку, но и очень благодарен вам за то, что вы мне на неё указали. Ни капли не ёрничаю, а говорю об этом совершенно серьёзно. К слову, я сейчас заинтересовался судьбой писателей российских немцев, писавших религиозные тексты и книги. Эту тему мне подсказал Эдмунд Матер, который собирает их фамилии и работы для своего лексикона. Если вам случаем известно, где можно узнать об этом подробнее, буду вам благодарен за информацию. Следующая тема, которая меня интересует – положение христиан в республиках Средней Азии. Прекрасно понимаю, что мои тексты не спасут их, но молчать о том, что с ним сейчас там творят, тоже ведь нельзя. Естественно, прежде всего, меня интересует положение традиционных для немцев конфессий: лютеран, католиков, меннонитов, баптистов. И вообще, уважаемый RuBen, я придерживаюсь мнения, что нам всем ни к чему друг-друга покусывать. Хватит того, что окружающие нас не только кусают, но и порвать готовы. Поэтому, если обидел вас, то простите. Мой адрес есть у Александра Шпака. С уважением, А.Ф.
|