Вся тема перенесена на новый форум
http://forum.wolgadeutsche.net/viewtopic.php?f=95&p=1001#p1001<\/u><\/a>
Бывшая колония .Нижняя Добринка,
30 июня 1996г.
Э.Ф.Гриц, 1923 г.р., уроженка села Н.Добринка.
В семье было пятеро детей. Мать была из бедной семьи, землю сдавали в аренду. Отец также был из бедной семьи. Отец занимался промыслом: выкладывал камнем погреба. Камень нужно было выломать в каменоломне топорами, а затем обточить, так, чтобы при кладке один камень задевал за другой. Ямы под погреба рыли сами хозяева. Деревянные дуги для сводов и распорки были одни и теже на всех - это была собственность бригады.
Отец был пилильщиком в к-зе и поэтому дубовые сваи мог достать. В деревне было 2 колхоза: «Рот фронт» и Роте Штейрн». Воду для пить брали из Волги. В селе было 2 колодца. Картофель в огородах не поливали и раньше до войны, собирали только один урожай. Поливали огороды в пойме речки. Овощи выращивали на плантациях. Там же выращивали табак. Сеяли своими семенами. В деревне были сушилки. Табак упаковывали и увозили на пристань.В день приходило по нескольку пароходов. Мужики подрабатывали, разгружая соль. На бахчах выращивали арбузы, много овощей. Кроме того в колхозе выращивали пшеницу, рожь, ячмень, овес.
Для овощей плели овощные корзины: зеленый прут очищали, расщепляли пополам: плели не только большие корзины, но и маленькие корзинки.
Женщины в деревне вязали носки, ткали.
Деревня до войны была гораздо больше, преобладали деревянные дома, крытые тесом. Все они построены до революции. Каменные дома тоже были очень прочные. Многие из них построены еще в прошлом веке. Их белили снаружи и изнутри. Деревянные дома белили изнутри.
Улицы тщательно убирали в конце недели. Мели от двора до середины дороги, затем на телегах увозили мусор. Затем посыпали мокрым белым песком. Одна из центральных улиц была вымощена в 20-30-е годы.
Каждый двор был огорожен, имел высокие ворота, обязательно существовала летняя кухня с печкой, напоминающей русскую печь, но без лежанки, со сводом полукруглым, но с прямоугольным устьем. Использовалась для выпечки хлеба. Пол в летней кухне мог быть земляной. Здесь же варили арбузный мед в медных тазах /до 1 ведра емкостью/, на временных печках, сложенных из камня, труба от такой печки шла в топку печки для выпечки хлеба. На одно ведро арбузного меда уходило примерно 30 л сока. Обычно варили 4 ведра меда на семью. Готовность меда определяли так: капали капельку на ноготь, если сидит не растекается, значит мед готов. Называли такой мед «арбузенонишь», могли в него добавлять тыкву, мед получался арбузно - тыквенный. А свекольный и морковный мед. Мед называли «лядверге». В колхозе мед варили за деревней, под специальными навесами. За деревней шли терновые сады. Терн называли «шлее-терн». Люди жили в селах до сбора урожая, а затем переселялись на зиму в деревню. В садах выращивали черную и красную смородину , груши - «бира», красные яблоки- «тераполь». Абрикосы не выращивали. Не росла сахарная свекла. Терн срывали , укладывали на дно глиняного кувшина и заливали кипящим арбузным медом, затем плотно закупоривали, и все это хранилось целую зиму. Яблоки и арбузы мочили. Брали большие арбузы с толстой коркой и заливали рассолом с вишневым листом в больших деревянных кадках. На 1 стакан соли - 1 ведро воды. В свежем виде арбузы хранились на чердаке до нового года.
Рецепты немецкой кухни.
Кребль- простокваша, мука, соль, 1 яйцо. Замешивается тесто. Выпекаются в кипящем масле. Вафли- молоко, сода, 2-3 яйца, сок, сахар, мука. По густоте чуть гуще, чем на блины. Смазать топленом маслом. Вафельница называлась»вафельайзе».
Будклейз - корка от белого хлеба пережаривалась в печке, затем перемалывалась, добавлялось горячее сливочное масло, соль, немного яиц и катались шарики, которые затем добавлялись в лапшу.
Шлеклейз - растопленное сливочное масло /не горячее/, вбить белок, затем желток, соль, добавить муку, чтобы получилось не очень густое тесто и добавлять в лапшу, как клецки.
Обычный немецкий дом состоял из веранды /крылец/, кладовки с ходом на чердак, большой комнаты, кухни и спальни.
Печь топили соломой, опилками и кизяками, которые называли «мишт». Навоз от коров «купляттер» вывозили за деревню на специальную
площадку, поливали там топтали ногами, затем давали полежать и подсохнуть, потом, вырубали специальный прямоугольной лопатой прямоугольники и сушили. Ими хорошо топилась печь.
Одежда.
Помнит у бабушек и мамы длинные теплые вязаные юбки,из верблюжей шерсти. В деревне держали верблюдов.
Свадьба.
На невесте была длинная фата, которую несли две девочки. Приглашающие на свадьбу ходили с большой корзиной, куда гости складывали посуду, затем эта корзина ехала на тарантасе. Венок невесты «розенкранц» состоял из восковых цветочков и зеленых бумажных цветов.
Венки делали в деревне. Такой же венок хранился на стенке.
У жениха был бант, который назывался « шлюп «.
Работа в к-зе.
За работу ничего не платили. Дети работали примерно с 7 лет; трудодни начислялись. Дети пололи пшеницу от молочая /»шлянемильх»/, а также собирали вредителей /клопа-черепашку/ с помощью следующего приспособления.
Выселение
2 сентября выселили, на третьи сутки, как объявили. Везли на подводах в Камышин, к ж.д., загрузили в вагоны. Подводы давали 2-1 на семью.Кур разрешали резать. Свиней сдавали в заготконтору. О выселении объявили 30 августа. Коров выгнали, пастухи были чужие. Коровы объелись , были распухшие, недоенные.
Скот весь пропал, хлеб остался необмолоченный. Сюда привезли евреев. В селе остались только две немки, у кого были русские мужья , и один татарин. Еще до выселения в клубе, где раньше была церковь, были военные, они и регулировали выселение. Тогда думали, что выселяют на время. Давали рукописные справки без печати о сдаче дома. Их все потом выкинули. Выслали в Омскую область, Челякский район. В трудармии была мама, В Челябинске на кирпичном заводе. Брат погиб в шахте трудармии в 1943г.
Она была в трудармии в подсобном хозяйстве. Муж немец по фамилии Розенберг. Дети - 2 сына и дочь на ее фамилии.
Брауэр Эрна Александровна /ур.Шмидт/
Родилась в 1934 году в селе Н.Добринка. В семье было 2 детей. Выселили в Омскую обл., Калачинский район, с.Кирьяновка. В 1942 году отец попал в трудармию в Ивдель на лесоповал, где и погиб. По 6 мужчин запрягали в сани, возили лес. Вернулись в июне 1956 года всей семьей со стариками, здесь не приняли, не прописали. Не было денег на взятку, все отдали в Сибири за паспорт, уехали в Галку. Здесь целы до сих пор дедовы дома, они были крепкие хозяева. Муж был тоже родом из Н.Добринки. В Галках Работали на свинарнике. Сюда вернулись в 1969 году. Старики умерли, не получив не копейки пенсии, как колхозники.
На выселении все поменяли на еду, хотя брали с собой сундуки. О выселении помнит только , что все побросали и все плакали. Детских игрушек не помнит ни каких кроме, тряпичных самодельных кукол и рукоделья.
На выселении.
Помнит постоянный голод щипали траву, особенно подорожник, и все подряд.
Рецепты немецкой кухни.
Кребль- 3 яйца, 1 чайная ложка соды, соль по вкусу, 3-4 стол. ложки сахару, 0.5-0.7л простокваши и сыпать муку, чтобы тесто получилось мягкое, тягучее,дать постоять 2 часа, а затем стряпать.
Вундер Эмилий Генрихович
Родился в 1918 г. в д.Моор. Родители: мать Вундер (Гельвих) Катарина Яковлевна 1890 г. рождения и отец Вундер Генрих Генрихович 1888г. рождения - являются уроженцами Моор. В их семье было 10 человек детей, но семеро из них умерли в детстве.
Еще до образования колхозов у них был небольшой участок земли, который обрабатывали вручную. В 1929г. у них был образован колхоз - имени II пятилетки, в который вступили все жители деревни. В колхозе выращивали пшеницу, табак, помидоры. Была своя - колхозная бахча, где выращивали арбузы, продавать которые ездили в Саратов, на подводах. В колхозе были трактора, кое-какая техника, но в первой половине 30-х годов в основном в работе использовались лошади, быки. В д.Моор были распространены молотильные камни. Они были различных размеров: - небольшой на одну лошадь и большой на две лошади. Из них большее распространение имели большие камни, которые у них назывались - ausraiston. Воду на поля возили в бочках, на телегах.
В деревне были развиты различные промыслы: здесь находилась небольшая фабрика по производству сарпинки; за деревней были каменоломни
- на которых добывали камень для строительства, который на телегах привозили в деревню; те женщины, которые сидели дома, т.е. были домохозяйками - вязали на спицах носки и др.вещи, а потом их сдавали в колхоз, за плату. В Моор было несколько мельниц, количество точно не помнит, но знает, что одна была большая, дизельная, каких не было в округе. Ее впоследствии разобрали и перетащили в Бальцер.
Население деревни было полностью немецким, лютеранского вероисповедания. Здесь находилась одна церковь и два молельных дома. Но молодежь в 30-е годы уже мало посещала церковь, она в основном ходила в клуб. Жили в целом все бедно, дети многие были неграмотные. Особенно тяжелым был 1933 год, когда умерло огромное количество людей от голода, в том числе и его отец. Чтобы хоть как-то прожить, питались всем подряд: суслинами, травой. Наиболее хороший урожай, после этого был в 1937г. - жить стало в это время полегче, хотя приходилось много работать.
В последнее время деревня уже мало строилась, обходились тем, что
было. домов было много около 700, дом, в котором они жили имел номер
N424. Большинство домов в Моор строили из камня и глины, но были и деревянные. Крыши двухскатные, их крыли чаще всего соломой. Однако у тех, кто жил побогаче были железные крыши. В деревне было много колодцев - практически в каждом дворе. Погреба выкладывали кирпичом. Вообще красный кирпич достаточно часто встречался в деревне, его называли - pacnstau.
После того как в 1933г. умер отец их семье жить стало очень тяжело. Ему пришлось несмотря на малый возраст много работать в колхозе, норма выработки трудодней была крайне высокая. И в 1939г. он переехал в Казахстан, где устроился работать в колхоз.
Дом, в котором они жили, состоял из трех комнат. Посередке располагалась кухня, а по краям спальня и большая комната. Пол в доме был деревянный. В большой комнате у них было 4 окна, в маленькой 2, а на кухне 1. В комнате стоял ткацкий стан. Родители спали на больших, высоких, деревянных кроватях, которые у них называли - schirm. В доме находилась печь - двухкотловая, котлы были различные по размеру и у них имелись ручки. Топили кизяками, дубовыми листьями. Если пекли хлеб, то в котел сыпали песок. Из мебели в доме помимо кровати находился стол, лавки, полочка для посуды, сундук. Вечером освещали дом керосиновой лампой, ее подвешивали повыше. Когда наступало время обеда или ужина все садились за стол и читали молитву. Приготовленный обед (или ужин) за столом делил отец, мать раздавала и всем доставалось в соответствии с возрастом: чем больше лет тем больше порция.
В их семье готовили - Schnitsyppe (шнитсуп) - суп из сушенных фруктов, в основном яблок и галушек; kartofelprein (картофельпреин) - среднее между картофельным супом и жаркое. Мать так же делала колбасы, их хранили на чердаке. Картофель, огурцы, морковь и др. хранили в погребе. Варили также повидло из тыквы, которое называли - ladwerge. Была распространена в Моор и варка меда. делали его из свеклы, такой мед называли - Saft, и из арбузов называемый Arbusehonig. В домах много пекли при помощи вафельниц, пряники, на Рождество и праздники пирог с повидлом - tinekuche.
Праздников практически не помнит, т.к. семья жила очень бедно. Только то, что на Новый год ставили елку в церкви, куда ходили все дети; на Рождество приходили ряженые - польцникель и дарил подарки.
Самого выселения не знает, потому что к этому времени уже жил в Казахстане. В 1942г. его забрали в трудармию, где работал в промышленности по различным специальностям в Пермской области. В трудармии находился по 1948г., а затем был оставлен здесь же на учете спецпоселения в Косинском районе Молотовской (Пермской) области. На спецпоселении находился с 1948 по 1954г.г.
Клаус Виктор Егорович
Родился в 1938г. в д.Нижняя Добринка. Сам по возрасту, конечно, не помнит о жизни до выселения, но хорошо знает по рассказам бабушки и родителей.
Дед - Шимф Давид работал секретарем кантонного комитета. Бабушка
- Шимф Амалия Генриховна - не работала, была домохозяйкой. В их хозяйстве была 1 корова, овцы, куры. По рассказам бабушки в 1933г. от голода умерло множество людей. Выжили те, у кого была в хозяйстве корова. Молоко сильно спасало, а так питались суслинами, травой. В 1937г. деда арестовали, причину ареста точно не знает, т.к. в доме не
любили говорить на эту тему, но тем не менее кто-то говорил, что его арестовали по линии ОБХСС, за хищение.
Родители - Клаус Эмма Давидовна и Клаус Егор Яковлевич жили и работали здесь же в Нижней Добринке. Отец, бывший родом из Бальцера, работал электриком. Мать, родом из Н.Добринки, работала на почте. В колхозе выращивали арбузы и возили их продавать в Саратов. Было много мельниц, хотя своей пшеницы - как рассказывала мать - было незначительно, в основном ее привозили из соседних деревень.
Точную дату выселения не знает. Говорили, что на сборы дали 24 часа и что объявили, что увозят лишь на 2-3 месяца. Через Камышин были по железной дороге отправлены в Сибирь, в Омскую область, Черлакский район.
Отца в конце 1941г. забрали в Трудармию и отправили на Урал, где он работал на автобазе электриком. Матери с детьми в Сибири дали деревянный дом, находившийся рядом с заправкой, где мать и работала. На просьбу приехать к отцу, ответили отказом. Семья соединилась только в 1948 г.
В Нижнюю Добринку вернулись в 1975 г.
Хрулева Мария Ивановна
Поселилась в Нижней Добринке в 1948г. Их семья переехала из села Молчановки Волгоградской области. К ним в деревню тогда приехали вербовщики, предложившие переселиться. Переехали они добровольно, никто не заставлял. Когда они приехали в Нижнюю Добринку в 1948г., в деревне было много пустых домов. Состояние их было очень плохое, внутри ничего не было. Стоимость дома была приблизительно 300 рублей. Те, кто переселился сюда раньше, в 1942-43г.г., рассказывали, что в войну здесь жило много эвакуированных, особенно евреев, а после войны они стали уезжать. Во всяком случае, когда их семья поселилась, эвакуированных уже здесь не было. В пустые дома переселяли семьи из близлежащих сел, особенно после затопления некоторых сел.
Дома, в которые вселялись, сразу же ремонтировались, многое внутри перестраивалось, ставили новые печи вместо тех, которые здесь стояли. Из мебели, конечно, ничего не было, даже от деревянных полов была только одна видимость - как говорят все пошло на дрова в годы войны.
Диденко Елена Кирилловна
Прибыла осенью 1944г. в Нижнюю Добринку, оттуда их сразу перевезли в Галку. Галка была разрушена, многие дома разобраны, в других - не хватало то окон, то дверей. Впечатление страшное, жуткое, ни росло ни одного дерева, все заросло колючками - хотелось плакать, собирались уехать домой. Приехала из Урюпинска, их вербовали по контракту. Обещали дать квартиру, скотину. В Галках поселили три семьи в один дом, дали козу и телочку. Голод заставил их семью уехать из Урюпинска, - в Галках давали 500г хлеба за работу, а в Урюпинске писали палочки.Работали и жили в Галках люди со всех районов Сталинградской области. Работали в бригадах. Ничего не сажали, потому что не было воды.
В 1956г. стали приезжать немцы. По ее словам до войны палисадников у домов не было. Когда выселяли немцев, то они все оставили в домах, но приехавшие евреи все разграбили.
Прокопенко Андрей Тихонович
Приехал в Нижнюю Добринку 20 июня 1944г. из Сталинграда. В селе не были загорожены дома, огородов около них тоже не было. В 1950г. разрушили дома на одной улице и перевезли в другое место. Работал в совхозе с.Семеновки. В селе жили семьи из Сталинграда, Курска, Орла - эвакуированные. После войны осталась только 1 семья. В 1950г. расформировали район и из Камышина приехала комиссия. До 1956г. немцы не возвращались, с 1956г. возвратились некоторые немцы, рожденные в Нижней Добринке.
В доме сфотографирована печь.
Вольф /Мецлер/ Мария Егоровна
Родилась в 1934г. в селе Нижняя Добринка. В селе было 2 колодца, садов в самом селе не было, они были по заливу. Все дома в деревне загорожены, впереди их - палисадники. В степи сажали тыкву, картошку, пшеницу, арбузы. По ту сторону Волги были сады, и по балкам тоже. Ког-
да выселяли у церкви уже не было колокольни. В селе был райисполком.
Отец и мать верующие.
Варили арбузный мед в медных тазах, жома в доме не было.
Печь для варки арбузного меда
длина 220 см
ширина 70 см
высота 30 см
Игры: в классики, кирпичики, эмалированную посуду, делали поезда из суставов дом.животных. Праздновали Рождество.
Когда выселяли ей было 7 лет. В воскресенье ушла с отцом на бахчи, возвратились домой - деревня оцеплена солдатами, которые в село впускали, но не выпускали. У подружки отец милиционер - он и сказал, что немцев выселяют. Выселяли в четверг. Зарубили кур, наварили яиц, взяли перины, подушки, взяли сундук с одеждой, и погрузив все это на подводы, запряженные лошадьми, поехали в Камышин. В селе сдали корову. Погрузили семью в «телячий» вагон в Камышине и повезли в Омскую область. В сентябре приехали на место. В дороге два раза кормили. Сестра мужа, хотела поехать с нами, но за неделю до выселения ее супруга арестовали, и ее у поезда остановили, не дали сесть в вагон с родственниками.
В 1956г. сняли комендатуру, объявили об этом в январе. Сказали, что можете ехать на родину, но не на то место, откуда выселили. В марте 1956г. дядя поехал в Верхнюю Добринку посмотреть на родные места. 27 августа сюда приехал ее муж, ему как сварщику обещали работу и дом. Помнит, что в Сибири в 1946г. возвращали скот, высчитали план сдачи мяса государству за все военные годы и возвратили от «жилетки рукава».