С 1 января 2011 года этот форум больше не работает.

Не пишите сюда сообщения!!!

Перейти на новый форум



Новых ответов нет [см. все]


Рудольф
Профессиональный историк


Пост N: 532
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.12.08 21:20. Заголовок: Нусс (девичья фамили..


Нусс (девичья фамилия) Шлатгауэр Наталия Давыдовна
Родилась в Нижней Добринке.
До войны очень большое село, население за тысячу человек. Огородов у домов не было, так как не было воды - были большие ямы для сбора талых вод, из них брали воду для полива. Они находились на бугре, их вырыли, когда образовался колхоз. Личные сады были в заливе у тех, кто побогаче. На колхозной плантации выращивали помидоры, табак, арбузы, пшеницу, огурцы. Зерно и огурцы давали на трудодни. Арбузы возили в Саратов продавать. Улицы в селе прямые, у домов не было палисадников. В селе была пристань (по рассказу мамы).
Когда выселяли ей шел 7-й год. Первым о выселении узнал муж тетки
- в августе он работал на почте. 9 или 11 сентября их семью: отец - конюх, мать - колхозница и шестеро детей выселили из Н.Добринки. Мужчин на барже везли до Камышина, детей и женщин туда же на подводах. С собой взяли сундук с одеждой, швейную машинку, продукты. Как рассказывала ей мать - солдаты окружили село: в село впускали всех, но никого из него не выпускали.
Вывезли в Омскую область на станцию Вагай, в «телячьих» вагонах. Освободили из под комендатуры в 1956г., 11 марта самые первые вернулись на родину. Первое время не прописывали. Очень много немцев приехало в тот год. Село сильно изменилось: никаких изгородей, много разрушенных домов. В 1959г. пробурили скважину - появилась вода, стали сажать у домов огороды.
.
Бруннер Эмилия Готфридовна
Родилась в 1923 году в селе Галка. Вернулась в 1982 году. Выселяли в Омскую обл., село \ныне\ 50 лет СССР. В 1943 году по повестке была отправлена Омскую обл. в трудармию.
Семья.
Прабабушка и бабушка родились в селе Галка. У бабушки было два мужа, оба немцы. Семья: отец, мать, 4 детей. Умерло 6 детей, в основном в возрасте до 3-х лет, от оспы, скарлатины. Семья жила бедно. Отец и мать работали в колхозе. Отец на дому вручную валял валенки: детские, женские, мужские. Делал и чуни. Вязаные тапочки - чуни - «фильшуа».
Жизнь в селе.
Мама работала на плантации в селе Галка, там было 700 дворов, 2 колхоза /первый и второй/. Выращивали пшеницу, рожь, овощи, которые поливали при помощи моторов водой из Волги. Возле дома были огороды.
В зависимости от урожая, работники получали трудодни... например, 50 кг. пшеницы за весь год.
Помнит голод 1933 года,все забрали, а урожай был неплохой.
Дети в колхозе работали с 14 лет. Выращивали вместе с женщинами табак. В селе были сушилки для табака. Кроме этого дети пололи пшеницу. За деревней были сады у каждой семьи. Выращивали виноград, яблоки, смородину, крыжовник. Абрикосы в то время не росли. В колхозе были бахчи, отец работал сторожем. Варили арбузный мед на временных печах.
У кого было много арбузов, варили до 5 ведер «лядверге»- арбузного меда. Хранили его в деревянной посуде или в глиняной - «типе».
Обстановка дома.
Мебели не было. Самовар стоял на полочке. Из посуды: глиняные крынки, чашки. В селе делали посуду , цвет глины красный.
Сестра рассказывает:
В 1927 году уехал в Америку брат матери. 1933 году умер от голода отец. В 1934 году заболела мать. 4 дня нечего было есть. Мать послала в сельсовет сына. Он быстро вернулся и говорит: « Мы не будем голодать, дядя послал 2 рубля золотом «. Надо было ехать в Камышин в торгсин. Он взял сани и поехал. Вернулся с мешком муки и пряниками. По дороге отморозил ноги. Мама умерла в 1957 году в возрасте 73 лет.
В 1940 году брата забрали в армии . Вестей от него больше не было. В последнем письме было : « ... Не пишите больше я иду в бой.» Обращались в Красный Крест, но так и ничего не узнали. В 1939 году переехали в другое село.
Село Галка.
700 дворов было до войны. Дома в основном, были деревянные, хотя и встречались из камня с глиной. Крыши крыли тесом.Соломенных крыш не
было. Улицы были очень чистые, хозяева подметали около своего дома и
дорогу. Подметали раз в неделю и убирали каждый день.
Воду для пить брали из колодцев, носили на коромыслах, которые назывались»трахтхольц». Во дворе находился сарай, двор был огорожен плетнем,который называли « цай». Богатые люди имели ворота. Люди сами плели корзинки для рыбы. Были и мастера плетения из очищенного прута. Прутья добывали в заливе у Волги. Изготавливали и плетеную мебель. Прут часто раскрашивали.
Сама Э.Г. с детства работала нянькой, но убежала. Люлька называлась «виг». Взрослые спали на деревянной кровати, на дно которой стелили ржаную солому , потом матрац, набитый кукурузными рыльцами.Перины клались на сундук на них не спали. Накрывались ватным одеялом.Были специальные праздничные подушки, на которых не спали.Кровать с пологом называлась «крансбет» или «бетскран». Детская подростковая кровать называлась «леверкрит» - ее днем задвигали под взрослую кровать.
Одежда.
У матери были длинные юбки и самотканные рубахи с короткими рукавами. Юбки шерстяные, темные, иногда полосатые с бахромой. Нижнее белье не носили. На ноги одевали шерстяные чулки, вязанные крючком «кренсштриме».На ноги иногда надевали вязанные чуни «фильшуа».
Сверху рубахи надевали кофты. Вниз женщины надевали самодельные лифчики в виде жилета. Рубахи женщины не вышивали. Голову покрывали платком.
Из украшений помнит стеклянные дутые бусы. Волосы убирали жгутом кверху и закалывали шпильками. У молодых спереди небольшой начес , им разрешалось показать волосы.Фартуки носили праздничные и будничные.Зимой носили «кругльхя»- стеганое полупальто. Надевали тулупы, манжеты у которых вышивали тесьмой.У женщин на овчинных тулупах были большие воротники. Шапки мужские - «пельскапф»- высокие шапки из каракуля на вате,типа кубанок.
Свадьба.
Если невеста была не девственница на нее надевали венок или могли снять на свадьбе. /.?!/. Цветы на веночке делали из воска, смешанного с бараньим салом. Клали его в погреб, чтоб не растаял.
У невесты платье, и шарф, и кофта шились из кашемира.
Во время свадьбы молодежь перекрывала улицу требуя выкупа.
Не приветствовали браки между лютеранами и католиками.
Выселение.
Когда объявили о выселении, она была у сестры; возвращаясь домой, она увидела у села Н.Добринка солдат и услышала: « Кто ты? Где твой дом? «
Дома плачущая мать сказала: « Нас выселяют «. Вскоре всех посадили на рыбницу и и до Добринки отвезли. До Омска были в пути 14 суток. В Омске никто не пустил в дом все ночь просидели под дождем. На следующий день отвезли в Челябинск, где она 4 года работала на кирпичном заводе.Была очень маленькой никогда не выполняла норму, и потому всегда была голодной. Свирепствовал тиф. Мама и сестра переболели тифом. В 1947 г.родила 7- месячного сына с мужем не расписали. Уехала с сыном к матери, без денег и документов.Паспорт получила сначала на 6 мес., потом на год, потом на 10 лет. В Галках куда она хотела вернуться не прописали.
Вольф Мария Георгиевна, урожденная Мецлер
Родилась в 1934 году в Камышине. Родители рядом из Н.Добринки.
Семья была большой - 9 детей, из них двое умерло. Отец был сапожником.
Выселили в Омскую область, село Калачинское.
Помнит названия на диалекте: арбузный мед - «арбузенигузнишь», колбаса - «варшт», спички - «хельцер».
У нее приобретена колбасница , т.е. шприц для изготовления колбасы, сер.XX.
Также кувшин из серой глины для меда,варенья, вина.
Моор Александр Александрович
Родился в 1929г. в д.Моор, Бальцерского кантона. Родители - отец Моор Александр Александрович 1890г. рождения и мать Мор Екатерина Да-
видовна 1890г.рожд., - работали в Бальцере на сарпиночной фабрике.
Отец мастером по наладке станков, мать ткачихой. Жили в целом очень бедно и в 30-е годы отец ездил на Кавказ на заработки.
В деревне находилась своя школа, в которой он закончил два класса. Русского языка до выселения не знал. Церковь действовала где-то до середины 30-х г.г., но в ней ни разу не был. Деревня была достаточно большая, с прямыми улицами, в ней располагалось два колхоза. Техники было не очень много, в основном использовались лошади и быки. Часто встречались молотильные камни, но в конце 30-х годов ими уже мало пользовались, чаще всего они валялись в разных местах деревни, которые нередко использовали в строительстве, для фундамента. Большинство домов в деревне были построены из камня и глины, крыши - особенно в последнее время - были крыты соломой. Хотя встречались даже крыши, крытые железом, но это уже у более состоятельных. Возле дома были погреба чаще из кирпича.
В доме стояла большая деревянная кровать, спинки ее были закруглены, полочка для посуды, стол. Посуда в основном глиняная. Ложки деревянные, вилок не было. Полы в доме деревянные. Освещали вечером дом при помощи керосиновой лампы, но часто сидели в темноте, экономили керосин. Коптильни своей так же не было, хотя в деревне они встречались. Отец курил трубку, но не длинную, а короткую.
Одевались: женщины юбки темно-синего цвета, платки, волосы женщины убирали назад, а девушки заплетали в косы, из обуви летом носили летние туфли, зимой же высокие туфли, которые всегда были кожаными. Мужчины носили рубашки темного цвета с пуговицами у горла, брюки, на голове картуз. Праздников не помнит.
Выселяли в начале сентября. В это время все люди работали в поле, была уборка урожая. Когда вернулись в деревню в обед, то к этому времени в Моор уже находилось немало людей в военной форме. На сборы дали очень мало времени - сутки не больше. С собой разрешали брать самое необходимое - в основном одежду и постель. Были специально подогнаны грузовые машины, в которые всех погрузили и отвезли в г.Энгельс, откуда всех переправили в Северный Казахстан, Кокчетовскую область, в с/х Жданова. Отца в начале 1942г. забрали в трудармию, куда конкретно не помнит. Вернулся из нее лишь в 1948г. После чего постоянно проживали в Казахстане. В Нижнюю Добринку приехали в 1972г.
Максимова Раиса Александровна
1914 года рождения. В Нижней Добринке палисадников у дворов не было, в селе росло одно дерево у дома, где жил мастер, делавший сундуки. Во время войны людей в селе было мало. Сначала здесь были сельсовет, милиция, НКВД, УЧХОЗ.
Кох Анна Каспаровна
1927 г.р. урожденная Фриц. Родилась в с.Красный Яр, отец был мельником, его отец и мать из Саратова. Сажали в селе картошку, свеклу, арбузы, дыни, тыкву. Мед варили из арбузов и дынь.
Два дня давали на сборы - когда выселяли. Сказали, что выселяют на три месяца, а потом вернетесь. Родителям дали документ о том, что они оставляют дом, имущество, но по ним ничего не дали в с.Успарту. Выселили на север рядом с Норильском и Дудинкой - с.Успарту.
Вербовали взрослых ехать на заработки на Сахалин, ее родители согласились: первый эшелон ушел, второй взорвался, третий - вернули обратно - тогда и были потеряны все документы семьи.
Родители были в Трудармии в Красном Туринске, потом их перевели в Норильск.
Мецлер /по мужу - Савина/ Ирма Андриясовна
Родилась в Нижней Добринке в 1939г.
В сентябре 1941г. объявили о выселении, на сборы давали сутки. Отец в это время работал в поле, пока ему сообщили - мама напекла хлеба. Деревню оцепили военные - не разрешали возвращаться немцам. Хотя здесь была пристань, но вывозили на подводах в Камышин, там в товарные вагоны сажали и везли в Калачинский р-н, с.Кабань Омской области. Взяли с собой еды и одежду, в семье было пятеро детей. Вскоре отца забрали в Трудармию, где он умер в 1943г. В 1956г. сняли комендатуру. Она бросила школу и в феврале вместе с сестрой приехала в Нижнюю Добринку. Их сразу прописали /в марте 1956г./. Приехали они вместе с Шлатгауэрами - в марте приехало 2-3 немецкие семьи. Все дома в Нижней Добринке
были заселены, село уменьшилось не намного. Мама приехала осенью 1956
с сестрой и братов - вся семья опять переехала на родину.
Шнайдер /по мужу Громова/ Екатерина Егоровна
1905г.р. родилась в хуторе Рубежный Фроловского района Волгоградской области.
Хутор Рубежный - не немецкий, очень маленький. Их дом - саманный, в хозяйстве были пара быков, пара лошадей, две-три коровы, телята. Выращивали картофель, подсолнечник. Когда образовался колхоз - в него забрали лошадей. Уже жила своей семьей, когда отца раскулачили - его вывезли в степь.
Свадьба: первый ее муж был немец, он рано умер. Свататься приходила родня жениха - его брат и товарищ, потом жених с невестой ходили к одним и другим родителям - просить согласия.
Одежда на свадьбе: у невесты белая или голубая юбка и такого же цвета кофта, на голове - белый венок, желтые чулки. Подарки на свадьбе прикалывали к платью невесты.
Варили мед из арбузов и свеклы. Свеклу чистят, моют и варят в больших котлах. Когда сварится, мелко порубят, а потом закладывают в пресс - корытце на ножках, внизу дырочка, на свеклу накладывают доску и прижимают ее винтами. Арбузы резали и вычищали ложкой. Если не было пресса, то мякоть складывали в мешок, а сверху - груз.
В родном селе вязали чулки /из бараньей шерсти /, юбки, кофты, платки и плели кружева. Плели из прутьев корзины.
В семье было семь человек, когда выселяли. Сначала дали 24 часа, а потом - два дня на сборы. Брали с собой только одежду. Дали документ, что оставляют дом, овец, корову, теленка, свинью. Вывезли в Казахстан.
Осенью 1942г. на октябрьскую забрали ее в Трудармию. Сначала работала около Сызрани - на строительстве электростанции, потом ее перевели в Жигулевск, города еще не было, стройка только начиналась, были всего 2-3 барака. Дети остались в Казахстане и умерли.
Браун Эрна Александровна
1934г.р., родилась в Нижней Добринке.
Дома в Н.Добринке деревянные и саманные, несколько кирпичных: напр. мельница /и сейчас сохранились/, в основном они крыты тесом. Все
молодые в селе были комсомольцами и партийцами. Ее дед воевал у Буденного - прозвали его большевиком. Он говорил, что если все партийцы станут делать все по закону, то они будут справедливыми христианами. Их дом - 2 комнаты и кухня, во дворе сарай.
В селе был специальный комитет, который следил за уборкой улиц, он называл тех, кто что-то нарушал. Но нарушений она не помнит, так как все были приучены к порядку. Улицы убирали дети и старики, каждый знал, что он должен делать, они подбирали на дороге палочки.
В субботу убирали в доме - хозяйка или дочери. И в комнате и во дворе были цветы. В доме была печка с двумя котлами, они нужны для тепла. ОФЕШТАН - печные балки, одна или две, деревянные.
В доме были деревянные вешалки, такие как сегодня. Над кроватью и по комнате висели изречения - ШПРУХ. Посуда в доме была деревянная: чашки типа пиал, ложки; был большой самовар.
Еда. У немцев не заведено разогревать еду, варили и сразу съедали. 2 раза в неделю пекли хлеб /в субботу и еще в середине недели/. Пакарб - форма для хлеба, плетеная из соломы, в ней тесто должно было подойти. Потом его переворачивали на лопату, посыпали мукой, а сверху брызгали водой и сажали в печь. Хлеб пекли круглый. Пекли крепль, жарили на подсолнечном масле с добавлением свиного сала в чугунных сковородах. На салаты шло горчичное масло. Пекли круглые вафли.
Утром ели: затируху, молочный суп, картошку жареную, булку с маслом и пили кофе. В обед: краутсуп - суп с капустой, но без томата, лапшу.
Одежда у бабушки был плюшевый жакет, внизу с двумя рядами кистей. Носила бабушка темные чулки. В церковь женщины ходили в темной одежде с покрытой головой. Мужчины носили рубашки со стоячим воротником, застегивались рубашки слева. Бабушка шила, вязала, пряла, ткань покупала.
Говорили только по немецки, не знала до выселения ни одного слова по-русски.
Психологически люди не готовились к выселению. Пригнали в село солдат. Тетка работала заведующей в клубе, у нее отобрали ключи и поселили в клубе солдат. Уже было известно, что выселяют. Говорили, что выселили за 24 часа. Переправляли на подводах в Камышин, взяли с собой сундук с одеждой. Весь эшелон /все добринские/ привезли в Омскую область, ст.Калачинск. Вернулись в 1956г., добивались прописки в Н.Добринку целую неделю - ничего не получилось. Их прописали в Галках, в 1956г. там была единственная наша немецкая колония.


Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Посещений WD-форума сегодня: 135
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Форум находится на 94 месте в рейтинге
Текстовая версия