Отправлено: 02.04.07 11:46. Заголовок: Готовимся к Пасхе
Осталась неделя. Хотелось бы спросить у уважаемых форумчан, какие пасхальные традиции хранятся в семьях? Может, я и ошибаюсь, но мне кажется, что к пасхальным обрядам советская власть относилась спокойнее, чем к рождественским. Или просто не так бросалось в глаза, что люди покупают творожную массу с изюмом, пекут кекс какой-нибудь, а яйца "цветные" в любое время года попадались... Поправьте меня, пожалуйста, если я не права.
Отправлено: 13.04.06 21:23. Заголовок: С праздником Пасхи!
Поздравляю всех с наступающей Пасхой!
Всем всего доброго! Побольше вам радости иииии...... ну в общем яичек вам насобирать побольше! [img src=/gif/sm/sm15.gif]
Frohe Ostern!
Lenchen
Не зарегистрирован
Отправлено: 14.04.06 07:57. Заголовок: Re:
Спасибо:) Вот стишек из детства вспомнился:) Osternhaeschen, Osternhase Komm mol her ich sah Dir wos Spring bei mia nicht vorbei Gib mia an ein buntes Ei
Всем FROHE OSTERN!!!
Генрих
постоянный участник
Пост N: 118
Отправлено: 01.04.07 21:56. Заголовок: Как справляли праздники
В страстную неделю в колониях усердно работали и вели размеренную жизнь. Особенно много хлопот и забот было у женщин. Надо было приготовить дом и двор к празднику Пасхи.
Но важнее их были в эти дни звонари. По католическому обычаю церковные колокола в этот день молчат (они звонят лишь в субботу). В это время звонари (ученики-семинаристы) шли крестным ходом по улицам с "рече" – деревянными трещотками в руках и сходились в конце деревни, где начинали крутить трещотки. Минут пять стоял великий шум. Потом главный звонарь поднимал над головой трещотку и всё смолкало. Все начинали петь песню.
Утром: "Забрезжил рассвет Для богатых и для бедных. Ave Maria, gratia plena!"
В полдень: "Люди, люди, мы вам сказать хотим! Колокольчик в полдень звонит. Ave Maria, gratia plena!"
Вечером: "Люди, люди, пришло время молитвы! Аve Maria, gratia plena!"
Приглашая в церковь: "Идём в церковь первый (второй, последний) раз."
За это особое служение звонари получали от села дань. Они шли от дома к дому с корзиной и пели:
"Мы звонили у гроба господня Подайте нам сегодня! Не мало, не много, Чтоб в короб вошло."
После подношения (пасхальные яйца или деньги) они пели:
Мне тоже хотелось бы узнать, как лютеране празднуют Пасху. В инете представлены только католические традиции.
AndI
постоянный участник
Пост N: 84
Отправлено: 03.04.07 00:03. Заголовок: Пасха
Предлагаю отрывок из "Воспоминания. П.К. Галлера (быт немцев-колонистов в 60-х годах 19. ст." Саратов 1927
"Пасха... считается самым торжественным праздником. Еще с самого начала страстной недели начинается праздничное на- строение; четверг (Gründonnerstag) и пятница (Charfreitag) особен- но чтутся; в эти дни причащается все село, если оно не успело при- частиться уже с конфирмантами в вербное воскресенье. В субботу начинают красить яйца, печь кухены, хворост, сдобные калачи и подготовлять гусей, уток, кур к празднику.. Яйца окрашиваются в желтый цвет при помощи луковой шелухи или особой травки, про- бивающейся уже очень рано на более возвышенных и сухих местах и молодежь на страстной повторно отправляется в поле в поисках за этой травой; были, конечно, и красные яйца, но чем они окрашива- ются, не знаю. Субботу все проводят в работе и сутолоке; на вечернее богослу- жение собираются далеко не все, да оно и не торжественно. Для встречи Пасхи убираются и приводятся в порядок не только комнаты и двор, но и улица. Деревенские улицы не мощены, поэто- му после весенней грязи вся улица представляется настолько коч- коватой, что даже переходить через нее трудно. Поэтому в субботу, на страстной, улицы боронуют, т. е. путем прохождения всей улицы повторно бороной* на которой в качестве груза сидят ребята,, кочки срывают и заполняют образовавшиеся глубокие колеи. После боро- нования запрягают в одну лошадь вал длиною около сажени и тол- щиною около полуаршина, тяжестью которого кочки вдавливаются в колеи и полотно улицы принимает гладкий вид. После этого под- метают также двор, а переходы из избы-в избу посыпают белым пе- ском. Этот песок вообще в большом употреблении у колонистов: им посыпают полы в комнате после мытья пола, часть улицы перед ка- литкой и т. д. Дети, ложась спать, ставят под кровать или в определенных из- любленных ими местах свои шапки, в которые зайчик ночью дол- жен принести яйца; многие стремятся не проспать восход солнца, потому что в это время в восходящем солнце можно видеть Христов барашек. У лютеран Христос всегда изображается с пастушьим по- сохом и барашком у ног. Наутро оказывается, что зайчик действительно принес каждому около десятка крашеных яиц, одно или два сахарных с барашком (шоколадных тогда еще не было), а иногда также несколько игру- шек. Пряников и конфект у зайчиков, по-видимому, нет в распоря- жении, так как таковые в умеренном количестве раздает только мать в первый день праздника. Все три дня празднуются одинаково. Утром — церковь, после обеда — прогулки в поле за тюльпанами. Этих цветов — желтых, красных, синих, белых и даже разноцветных было в то время еще очень много и все возвращались обыкновенно с громадными букета- ми. Парни в этих прогулках не участвовали, а только девушки и де- ти: парни же катали яйца, т. е. по ровному указанному месту ката- ли яйца, пытаясь попасть в выставленные ранее или в нестукнув- шееся об другое яйцо. Или же они играли в мяч или в городки. Эти две игры единственные, насколько мне помнится, которые объеди- няли более значительное количество молодых людей. Ночью моло- дежь, почти до восхода солнца проводила на улице с пением песен, по большей части далеко нецензурных, на это родители смотрели сквозь пальцы, ибо Jugend hat keine Tugend ( у юношества доброде- телей нет). Так как многие только неделю тому назад были кон- фирмованы и стали Ledige (холостыми), когда уже грехи падают не на голову родителей, а на них самих, то эти, так сказать, новобран- цы были всегда самыми безудержными тем более, что они только неделю тому назад завели себе трубку, получили от кого-нибудь в подарок новый, сшитый из разноцветных лоскутов кисет, имели еще в кармане несколько медяков, они чувствовали себя царями. Обед на пасху уже иной. На первое полагается куриный суп с лапшой. Лапша только тогда хороша, когда тесто тонко выкатано и разрезано потом на очень тонкие нити.' Этим искусством гордились немногие хозяйки. Тесто готовилось с вечера, раскатывалось утром и тонкие листы теста для сушки раскладываются на подушках на кровати; резка начинается еще до окончания проповеди и продол- жается, так как требует много внимания, долго, около часа, наре- занная лапша кладется в суп только после звона к "Отче наш". Вторым блюдом бывает гусь с начинкой. Индюшки у колонистов в то время были в редкости, но все-таки бывали. Их много не разво- дили, так как они очень прожорливы и легко гибнут, а перья от них цены не имеют. Некоторую цену имеет еще длинное дыхательное горло индюшки и гусей. Один конец такого горла вставляется в другой, в просвет вводится несколько горошин и в таком виде засушивается и служит основой для наматывания шерстяных ниток в клубок; перекатыва- ющиеся в высушенном дыхательном горле горошины производят шум, почему-то очень преятный для слуха обладательницы такого клубка. Лапша подается не только в виде супа, непременно куриного, но подается также в виде молочного супа, т. е. варится с молоком. Или подается прямо вареная лапша без всякой жидкости, но тогда она поливается топленным маслом, в котором на сковороде поджарива- лись маленькие кусочки калача, не больше ореха величиною. Такой лапшевник нашим детям чрезвычайно нравился, а в осо- бенности, хрустящие на зубах кусочки белого хлеба. Пасха празднуется только три дня; в конце третьего дня жизнь принимает уже свой будничный облик и крестьяне уезжают в поле, если Пасха не слишком ранняя, чтобы в среду с раннего утра при- ступить или продолжать тяжелую крестьянскую работу — пашню и посев...."
AndI Спасибо за ссылку. Вы уверены, что это лютеранская Пасха?
Мой дед рассказывал иное. Что у них даже и в большие праздники — Рождество и Пасху — тоже работали. Праздник от будней отличался только тем, что от каждой семьи выделялся один человек, который шёл стоять службу в церковь, да более вкусным ужином после рабочего дня. Всё. Никаких гулянок 2-3 дня, никаких скаканий по полю, ночных бдений и т.д. они себе позволить не могли - шла посевная. Дед говорил, что поэтому у них и голода не было, т.к. в посевную не то что день, - час имел значение.
AndI
постоянный участник
Пост N: 85
Отправлено: 04.04.07 01:13. Заголовок: Re:
Nic
я уверен. Пасхальные обычаи поволжских немцев описаны многими авторами. Кроме упомянутых Келлера и Зейдлица, напр. А. Дульзон в " Страстная неделя и пасха в обычаях поволжских немцев", Eduard Seib " Der Wolgadeutsche im Spiegel senes Brauchtums" и многие другие, которые в этом вопросе все едины.
Могу подтвердить это и из личного опыта. Когда я читал эти воспоминания, то не чувствовал тех ста лет , которые нас разделяют, настолько эти традиции сохранились в Казахстанских немецких поселках (думаю в сибирских было также) , вплоть до меню и блюд. Влияние времени сказалось лишь на характере церковной службы. Церкви в селе до 70-х годов не было, молились поочередно в частных домах прихожан и в основном пожилые люди. Дети и молодежь были на службе редко, если служба проходила у нас дома, на рождество, пасху и обязательно на конфирмацию или если у кого- то в семье крестили ребенка. В остальном же- один к одному!
Что касается высказываний Вашего дедушки , то тут противоречия нет. Лучше всего его высказывание подтверждает , но и обьясняет Яков Дитц в "Истории поволжских немцев-колонистов":
"Большая часть колонистской жизни протекает в продолжитель- ной и тяжелой сельскохозяйственной работе. Весной и летом в страд- ную пору колонии почти совершенно вымирают: все население на гумне и в поле. Лишь осенью, по окончании работ, в колониях водворяется жизнь, но и тут эта жизнь превращается в сплошной нескончаемый труд по тканью сарпинки, выделке веялок, плугов и пр. Тем не менее осень дает населению колоний возможность не- сколько отдохнуть и жить в собственное удовольствие. У колони- стов не более 60 праздничных и воскресных дней в году. Празднич- ные дни вне воскресений: два дня Рождества Христова, Новый год, Крещение, Благовещение, второй день Пасхи (понедельник), Воз- несение и Духов День — приходятся на сравнительно свободное от работ время, а страдная пора проходит без праздников. Поэтому в праздничные дни колонисты стараются вознаградить себя за тяже- лую, почти непрерывную работу и празднуют их весьма торжест- венно. С особой помпезностью колонисты празднуют престольные праздники — кирмесы (Kirmes, Kirchmesse, в названии колонистов: «Kirb»). Все воскресенья осени распределены на кирмесы, причем кирмесы соседних колоний никогда не совпадают, а приходятся на разные воскресенья, чтобы на торжество можно было съезжаться жителям нескольких колоний и участвовать в праздновании не- сколько воскресений. Полевые работы окончены. После тяжелого труда всякий стремится не только к отдыху, но и развлечению и даже к разгулу... " и. т. д.
Schell
постоянный участник
Пост N: 42
Отправлено: 04.04.07 04:23. Заголовок: Re:
Nic пишет:
цитата:
Спасибо за ссылку. Вы уверены, что это лютеранская Пасха?
Пасха - она одна-единая.Значение ее не в каких-то определенных обрядах,а в ее значении для верующего человека. А здесь,согласитесь,не столь важно кто как свои куличи-баранки печет,сколько то,что за эти несколько дней верующий проходит через целый диапазон эмоций: от глубокой скорби в Карфрайтаг до великой радости в Остерзонтаг(плавно перетекающем в Пасхальный понедельник). Тут,думаю, и для католиков и для лютеран главное- это осознание происходящего таинства Воскресенья и его символичности.
RollW
постоянный участник
Пост N: 58
Отправлено: 04.04.07 10:54. Заголовок: Re:
Schell
Taня, с большим удовлетворением прочитал Вашу статью, где Вы коротко, но очень верно и ёмко объяснили суть и значение Пасхи. Думаю Инчик и Nic после статей AndI и Вашей не могли не понять сути этого великого черковного праэдника(наравне с Рождеством Христовым) и как он отмечался в немецких семьях, хотя и православные отдают этому празднику ничуть не меньшую дань уважения. И,возможно,зная, что все эти три общины(католическая,лютеранская и православная) были одной христианской католической общиной и только впоследствии произошло отделение двух последних, эти вопросы у них возможно не возникли бы. Сегодня по церковному календарю Ашемитвох,завтра Грынердонерстаг. Хочу немного добавить по обычаям -- Яйца,снесённые курами в этот день(г.донерстаг) хранили отдельно и на пасху утром они предназначались лицам мужского пола,а женщинам предназначались яички снесённые в Карфрайтаг. Этот ритуал имел определённый магический смысл,который в определённых месностях чтитбся до сих пор. И ,как ни странно, наши предки, без каких либо предписаний врачей диетологов, знали, что мужчинам можно съедать в день два яйца, а детям и женщинам одно и вообще уделялось большое значение пище полезной по половому признаку и возрасту. Как один из примеров роженице приносили так называемые Кенигсайер.
Благословенного Всем Праздника Святой Пасхи. Gelobt Sei Jeesus Christus!
Nic
постоянный участник
Пост N: 228
Отправлено: 04.04.07 18:34. Заголовок: Re:
AndI и Schell, большое спасибо за ваши рассказы и комментарии.
AndI
постоянный участник
Пост N: 86
Отправлено: 05.04.07 00:01. Заголовок: Re:
RollW
простите, позволю себе небольшую поправку: Achermittwoch не сегодня, а был в этом году 21 февраля. В Achermittwoch заканчивается Faschingszeit (масленница) и берет начало Passionszeit или Fastenzeit 40- дневный пост.
Schell
Schell пишет:
цитата:
Значение ее не в каких-то определенных обрядах,а в ее значении для верующего человека. А здесь,согласитесь,не столь важно кто как свои куличи-баранки печет,сколько то,что за эти несколько дней верующий проходит через целый диапазон эмоций: от глубокой скорби в Карфрайтаг до великой радости в Остерзонтаг
С Вами трудно не согласиться, но это относиться к содержанию. Однако для историка, этнографа, просто любопытного человека огромный интерес представляют также формы проявления этой скорби и радости. Конфессиональные, региональные исторические особенности и форма религиозного празднества - предмет исследования историка; его содержания - предмет исследования теолога. Впрочем и церковь придает форме большое значение , что находит свое существенное конфессиональное отличия напр. в литургии и пр.
Поэтому предлагаю еще раз вернуться к нашим " куличам-бараночкам"
Так сказать для востановления конфессиональной "справеливости" очень урезанные фрагменты статьи А. Дульсона о праздновании Пасхи в католических колониях Поволжья
А. Дульзом
СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ И ПАСХА В ОБЫЧАЯХ ПОВОЛЖСКИХ НЕМЦЕВ
... Мы рассмотрим обычай Страстной недели прежде всего в като- лических деревнях, так как он значительно отличается от этого же обы- чая в лютеранских деревнях. В католических деревнях бросается в глаза то обстоятельство, что после Чистого четверга (после окончания хвалебного песнопения Gloria in excelsis) колокола замолкают вплоть до службы Gloria в Страстную суббо- ту. В это время туда, где находятся колокола, приносятся особые предме- ты древнего происхождения (еще из времени, когда не было колоколов). Тогда говорят, что колокола в день Чистого четверга улетают. На колокольнях ставятся трещотки, с помощью которых в то время, когда должны звонить колокола, производится треск. В больших деревнях, где трещотки на колокольнях не везде слышны или где нет трещоюк, мальчики 9-13 лет ходят от дома к дому с ручными трещотками и с их помощью произво- дят трескучий звук по соответствующему сигналу трещотки на коло- кольне , или по знаку школьного учителя, и поют при этом молитвы. Мальчики бросают жребий, кому в какой части деревни ходить, или эти участки уже заранее бывают распределены. В шествии могут участвовать все, или только служители церкви. В деревне Зельман дети, которые не получили пасхального зайца, зарабатывают себе подарки с помо- щью трещотки. Первый раз ходят с трещотками в полдень Чистого четверга, при этом мальчики поют в Прайсе: «däär Engl des Hän» (три раза), в селе St. Urbach: «häärt ihr Läid, s s Midagszeit, däär Engl des Hän», в селе Schönchen: «es läutet zu Mittag». Тот же текст поют в полдень в Страстную пятницу. Второй раз стучат вечером в час молитвы. Мальчики спят обычно все вместе где-нибудь в хлеву на полу, так как на следующее утро они снова должны рано идти с трещотками. Вечером в Страстную пятницу стучат ближе к ночи. В субботу после обедни мальчики, уставшие и охрипшие, но ра- достные, в последний раз ходят по деревне и поют:
Мы пели для святого гроба, Подайте нам что-нибудь, Не много и не мало, Чтобы нас порадовать
Если подавали не очень много, то певцы шли дальше, если по- давали щедро, то пели еще:
Это самый лучший дом, Сюда прилетают три ангела.
Если не получали ничего, то пели:
Это самый плохой дом, сюда прилетит черт. Или: Вертись, вертись, колесо мельницы. Пусть ваши яйца будут мелкими.
Затем певцы отправлялись в какое-нибудь уединенное место за деревней и делили милостыню. Вобщем милостыня бывала обычно довольно щедрой, на каждого певца приходилось ( порой) по 80 яиц
...во время Страстной недели мы находим больше так называемых суеверий Особенно большую роль играет при этом яйцо, символ жизни, содержащее жизненную силу и могущее, по логике древнего мыш- ления, передавать ее другим. Яйца, снесенные в Страстной четверг и в пятницу, надо давать мужчинам, чтобы они были сильными, что- бы не болела поясница или еще что-нибудь . Древний обычай использования яиц как символа праздника весны поощрялся церковью еще с XII столетия. С этой целью было введено освящение яиц. В день Святой пятницы можно распознать ведьму, если при- нести в церковь яйцо от черной курицы. Тогда можно увидеть всех ведьм, они будут сидеть спиной к алтарю. Но яйцо следует разбить сразу по выходе из церкви, иначе ведьма раздавит этому человеку сердце. В Святую пятницу запрещается работать. Нельзя стирать, вязать, Штопать или шить. Огонь можно зажигать только после службы . Сюда же относится обычай печь в Святую пятницу хлеб. Это должно радовать Господа Бога. Очевидно, что даже и погода каким-то образом приводится в со- ответствие с праздником Страстной недели. Так, погода в эту неделю должна быть пасмурной , и если дождь в это время упадет на горячие камни, то это означает неурожай .
В день Пасхи в католических деревнях в церковь идут рано утром, а затем еще и в обычное время. Днем взрослые ходил и обычно в гости друг к другу, угощали вином или кофе с пирогом , для детей гости приносили обычно яйца . В селе Jost в пасхальное утро ходят на кладбище и поминают усопших; в селе Brunnental ночью ходят под окна лучших друзей и поют хором любимые песни. Среди пасхаль- ных развлечений для взрослых следует упомянуть употребление спир- ного. Водка обычно доставлялась раньше в бочках и черпалась кувшином — маленьким, большим, соткой. В день Пасхи также бывали танцы — вечером или после обеда на второй день. В танцах принимали участие иногда только молодые и неженатые ,или не только молодежь, но и старшее поколение. Дети посещают своих крестных и близких родственников и получают от них в подарок яйца, сладости,пасхальных зайцев.
Пасхальное утро — это большая радость для маленьких детей Они стараются встать пораньше и посмотреть, приходил ли ночью пасхальный заяц и что он им принес или что он потерял, когда бежал мимо. Уже накануне вечером самостоятельно или с помощью взрослых дети ставят гнезда, чулок старые шапки, ящички, миски , свои шапки , плетеные корзины, тарелки. Гнезда выставлялись в доме , по углам, в печке, в ящиках, на сто- ле , в прихожей , на подоконнике , под кроваткой , во дворе , перед входной дверью или в садике , выложив его травой , где-нибудь в песке , в амбаре, в хлеву, на куче соломы или на полу, часто взрослые просто прячут гнездо и дети должны его найти рано утром . Если дети были послушными , то они находят в гнезде к своей радости много яиц, которые им принес заяц . Любопытные дети всегда очень хотят увидеть самого зайца, но обычно оказывается, что он только что убежал за ворота. В некоторых деревнях пасхальный заяц посещает всех членов семьи. Возможно и даже вероятно, что эти различия в обычаях имеют- ся не только между различными деревнями, но и в одной деревне меж- ду различными слоями населения. Во всяком случае, гостинцы от зай- ца у бедных и богатых крестьян очень различны. Если богатый кресть- янин мог положить в гнездо сухари, конфеты, различные сладости, то бедняк не мог себе это позволить. Вообще, пасхальный заяц, вероят- но, попал в деревню благодаря богатым крестьянам. Однако невозможно выяснить точно этот вопрос.
Самой распространенной игрой на Пасху является игра с яйца- ми. Играют группами, от 4 до 10 человек выкладывают яйца на некотором расстоянии друг от друга. Начинают по жребию . При этом или просто тол- кают яйца или сталкивают яйца друг с другом , а именно: или на земле или на песке , или, что очень часто, скатывают с небольшой горки вниз. Тот, кто расколет своим яйцом другое, выигрывает. Если же яйцо прокатилось мимо, то этот игрок проигрывает, а яйцо остается лежать. Выигрывает тот, чье яйцо осталось целым. Мы, дети, штарались заполучить яйца с твердой скорлупой, кроме того, мы знали еще особые способы сталкивать яйца так, чтобы свое осталось целым. В отношении игр с яйцами следует отметить также, что они про- водились в определенных местах.
Большой интерес представляет обычай катания на качелях, кото- рый отмечен в нескольких деревнях. На качелях катались дети или молодежь, расплачиваясь яйцами . К сожалению, нигде не сказано, как эти качели были устроены, откуда и с каких пор пошел этот обычай, как долго длилось катание, когда он исчез и т. д. Скорее всего мы имеем дело с русским пасхальным обычаем, который переняли наши колонисты. Однако было бы важно установить зарождение и распространение этого обычая, что показало бы пути рус- ского влияния. Важно уже то, что деревни, где этот обычай отмечен, расположены на одной линии, выше деревни Marxstadt и вокруг нее, то есть в местах, где влияние русских обычаев могло быть довольно значи- тельным. Но мы не можем далее развивать эту мысль ввиду отсут- ствия фактического материала. Довольно популярны были различные игры в мяч . Эти игры были широко распространены, привезены из Германии и имеют свои корни в древности. Игра в мяч имеет волшебный смысл: как мяч, явля- ющийся символом солнца, бросают друг другу, так и солнце должно торопиться и быстрее принести лето.
Следует еще сказать несколько слов о пасхальных приветстви- ях. (Были) Определенные формулы приветствий, а именно такие: «желаю вам счастливой Пасхи» (Ich wünsche euch fröhliche Ostern); Ich wünsche euch gesunde und fröhliche Ostern; Ich wünsche euch ein fröhliches, seliges Osterfest; Ich wünsche euch a glückliches Ostern; Wünsche viel Glück und Segen und fröhliche Ostern; Viel Glück zum hl Osterfest; Gesegnete Ostern; Glück und Segen zum Osterfest.
Если обобщить этот материал, то представляется весьма вероят- ным, что пасхальные приветствия не были обязательными как в отдель- ных наших немецких селах, так и вообще в регионе в целом. Этот обы- чай вводился, очевидно, начиная с 90-х годов церковью и школой с определенной целью или просто перенимался простыми крестьянами у учителей и пасторов....
Отрывки из "Обычаи Поволжских немцев" Е.М. Ерина, В.Е. Салькова, Москва, 2000
Инчик
постоянный участник
Пост N: 32
Отправлено: 05.04.07 09:58. Заголовок: Re:
Спасибо огромное всем откликнувшимся! Узнала много нового для себя. Особенно вот это: RollW пишет:
цитата:
Хочу немного добавить по обычаям -- Яйца,снесённые курами в этот день(г.донерстаг) хранили отдельно и на пасху утром они предназначались лицам мужского пола,а женщинам предназначались яички снесённые в Карфрайтаг. Этот ритуал имел определённый магический смысл,который в определённых месностях чтитбся до сих пор. И ,как ни странно, наши предки, без каких либо предписаний врачей диетологов, знали, что мужчинам можно съедать в день два яйца, а детям и женщинам одно и вообще уделялось большое значение пище полезной по половому признаку и возрасту. Как один из примеров роженице приносили так называемые Кенигсайер.
А что такое Кенигсайер? AndI пишет:
цитата:
Отрывки из "Обычаи Поволжских немцев" Е.М. Ерина, В.Е. Салькова, Москва, 2000
А вот эту книжку как раз изучаю к вечеру. Преподаватель с курсов немецкого, отпуская нас на внеплановые каникулы, дала задание ознакомиться с пасхальными традициями и обычаями. В общих чертах-то я с ними знакома давно. А на занятиях иногда находит желание "повыпендриваться", и в ход идут слова и понятия из далёкого поволжского прошлого...
Schell
постоянный участник
Пост N: 43
Отправлено: 06.04.07 07:33. Заголовок: Re:
Прекрасно Вас понимаю. Только,опять же с исторической точки зрения, было бы несомненно интереснее,если например те же "стишки" из книги Е.Ериной были приведены в оригинале. Много интересного,но не могу не улыбнутся,читая:
цитата:
Это самый лучший дом, Сюда прилетают три ангела.
Если не получали ничего, то пели:
Это самый плохой дом, сюда прилетит черт.
Наталия
постоянный участник
Пост N: 244
Отправлено: 03.04.10 19:17. Заголовок: С ПРАЗДНИКОМ ПАСХИ!
С ПРАЗДНИКОМ ПАСХИ!
Из памяти людской ещё не стёрты Слова, что Ангел некогда изрёк: "Что ищете живого среди мёртвых? Христос воскрес! Да будет с вами Бог!" Над ним могила не имеет власти, Оковы смерти Бог преодолел. "Хвала Творцу! - весь мир поёт от счастья, Он Сына ради нас не пожалел" Спаситель жив! Он верный наш Ходатай, Надежда вечная и жизни Торжество. День Воскресенья стал великой датой, Вся наша жизнь зависит от него. Голгофа подарила нам Спасение И стала величайшим из чудес, И люди восклицают с восхищеньем: Христос воскрес! Воистину воскрес!!!
Любовь Краснова пос. Долгоруково Калининградская область.
Поздновато, конечно, я это выставляю, но на будущую пригодится
Пасхальный обед российских немцев Леонгарт Тамара Яковлевна
Особое значение в пасхальное время придавалось яйцу. В религиозном значении крашеное в красный цвет яйцо указывает на пролитую кровь Христа. По старинному народному обычаю яйцо является символом плодородия и вечного возвращения жизни. Поэтому на пасхальном столе обязательно наличие яиц. Яйцо, как важный элемент пасхального застолья, приобрело свое значение еще и потому, что к концу поста до Пасхи накапливалось немало яиц, которые теперь можно было употреблять в пищу.
Любое праздничное застолье у немцев начиналось с супа. Наиболее популярным был суп из курицы. Бульон заправляли домашней лапшой, затирухой, манными или масляными клецками. Лапшу готовят из яиц и муки без добавления воды в тесто. Для затирухи тесто на лапшу натирают на терке. Манные клецки делают из манной крупы и яиц. Масляные клецки состоят из раскрошенного батона, смешанного с яйцами и маслом. Для придания пикантности куриному бульону курицу начиняют раскрошенным хлебом с изюмом, маслом и яйцом. К курице можно приготовить сладкие котлетки из фарша, которым начиняли курицу. Иногда вместо котлеток делают запеканку из сухофруктов, яиц и измельченной булки с добавлением небольшого количества молока для связки. В больших семьях дополнительно к этому поджаривали на масле курицу с луком и отваренным до полуготовности картофелем, разрезанным вдоль на 2-3 части.
Для детей Пасха была и есть не только религиозный праздник, но и добрая сказка, которая так чудесно переплетается с повседневной жизнью.
Детям рассказывали, что крашеные яйца приносит зайчик. Детям хотелось в это верить. Во многих семьях раньше было принято делать гнездышки или ставить у кровати шапки, в которых утром на Пасху они обнаруживали крашеные яйца, полагая, что их принес зайчик. Главными персонажами пасхальной выпечки являются фигурки человечков, пасхальных зайчиков, курочек, петушков и цыплят. У некоторых немцев это был еще и барашек. Изначально эти фигурки представляли собою определенные символы, связанные, как правило, с пробуждением природы, наступлением весны, со сменой времени года. Заяц и барашек были символами плодовитости. Для человека это время было знаком окончания темной и мрачной зимы и признаком того, что колесо жизни вновь пришло в движение. Сейчас в фигурки не вкладывается символический смысл, они являются больше украшением стола. Да и прежде они имели не религиозный смысл, а являлись пережитками язычества.
В семьях российских немцев к Пасхе пекли пряники, открытые пироги, плюшки, пасхальные фигурки из дрожжевого теста. Каждая хозяйка делала его по - своему. Возьмем для нашей выпечки современный вариант сдобного дрожжевого теста.
Дрожжевое тесто: 0,5 л молока, 4 яйца, 0,5 ст. масла (лучше маргарина), 1 ст. сахара, щепотка соли, 40 г дрожжей (или 10 г сухих дрожжей) , 8- 9 ст. муки, корица, сметана или повидло для смазывания пирога.
Пирог с посыпкой (Riewelkuchen)
Готовое тесто раскатать толщиной в палец и положить его в смазанный жиром противень, слегка смазать повидлом или сметаной и дать ему подняться. Перед выпечкой рассыпать посыпку и корицу равномерно по тесту.
Посыпка (Riewel): 1 ст. муки, 0,5 ст. сахара, 7-8 ст. ложек масла, корица по вкусу Для промазки пирога:
4-5 ст. ложек повидла или сметаны
Непременной составной частью любого праздничного стола были пряники.
В большую миску вылить сметану и загасить в ней соду. Если вместо соды используется разрыхлитель, то перемешать его с мукой. Добавить сахар, яйца, растопленное масло. Все перемешать и ввести постепенно муку. Замесить тесто. Выдавить формочкой пряники.
В нашей семье для детей пекли жаворонков (по-немецки - воробушков) и человечков (для девочек куколку в виде девочки; для мальчика – соответственно в виде мальчика). В семье моей кузины пекли еще зайчиков. Эти традиции соблюдаются в наших семьях до сих пор.
Возьмем для наших фигурок сдобное дрожжевое тесто как на открытые пироги. Для смазывания фигурок: 1 желток, 1 ст.л. воды или молока, цветная пасхальная посыпка
Положить фигурки на противень, смазанный жиром или выложенный пекарской бумагой. Смазать фигурки желтком, взбитым с одной столовой ложкой молока. Жаворонков и зайчиков можно посыпать маком или кунжутом. Дать тесту подняться при комнатной температуре.
Выпекать 15-20 минут при 180-200о С.
В Германии человечков (M?nnchen) делают так:
Отрезать кусочек теста. Из 1/3 куска вылепить руки и голову. Из второй части теста вылепить туловище и две ноги. Сваренное вкрутую яйцо вдавить в туловище. Голову, руки и ноги соединить взбитым яйцом. Смазать человечка яйцом. Из изюма сделать глаза, нос, рот. Ножницами вырезать волосы.
В течение многих лет я собираю пасхальные рецепты из немецких журналов и газет и приспосабливаю их к нашим условиям. Вот некоторые из них.
Зайчики из творожного дрожжевого теста
Творожное дрожжевое тесто: 2 пакетика сухих дрожжей или соответствующее количество свежих, 1 стакан молока, 125 г сахара, 100 г творога, 125 г сметаны, 2 яйца, 500 г муки, 1 ст.л. натертой цедры лимона, щепотка соли VДля смазывания: 1 желток, 1 ст.л. воды или молока
Тесто приготовить с вечера и хранить в холодильнике до утра. Готовое тесто разделить на 5 комочков и из каждого сделать по зайчику. Для этого раскатать жгут, 1/4 жгута отрезать для головы, отделить еще небольшой кусочек для хвостика.
Оставшуюся часть жгута сложить улиткой. Заостренный конец – это передние лапы, подвернутый конец - туловище. Из большей части отрезанного теста сделать продолговатую форму для головы, надрезать острый конец, это будут ушки. Голову и хвостик прилепить к туловищу белком, из половинок изюма сделать глазки. Смазать фигурки взбитым желтком и по желанию украсить маком или кунжутом.
Курица с цыплятами и зайчик из творожного дрожжевого теста
Творожное дрожжевое тесто:
500 г муки, , 1 пакетик сухих дрожжей, 100 г сахара, 2 пакетика ванильного сахара, щепотка соли, 100 г маргарина или масла, 100 г творога, 1 яйцо, 100 г творога
В нагретое молоко добавить дрожжи и 1 ч.л. сахара, перемешать и оставить на 10 минут. Перемешать муку, соль, ванильный сахар и оставшийся сахар. Отдельно перемешать яйца с маргарином или маслом и творогом и добавить в смесь муки.
Затем добавить дрожжевое молочко и все перемешать. Вымешивать тесто до тех пор, пока оно не перестанет прилипать ко дну миски. Дать тесту увеличиться в объеме в два раза. Раскатать пласт толщиной 1 см и наложить шаблон. Острым ножом надрезать тесто по контуру, убрать шаблон и вырезать фигурки ножницами, смазать желтком, украсить пасхальными посыпками. Дать тесту слегка подняться.
Нежная пасхальная коса.
500 г муки, 30 г дрожжей, 100 г сахара, 125 г масла или маргарина, 0,5 стакана молока, 2 яйца, щепотка соли, 2 пакетика ванильного сахара, 150 г изюма, 100 г измельченного миндаля, 100 г апельсиновых цукатов, немного белка. 1 желток, немного молока.
Для смазки: 1 яйцо и ст.л. молока
Глазурь: 2 ст.л. лимонного сока, 50 г сахарной пудры
Муку высыпать в миску, в середине сделать углубление, добавить измельченные дрожжи, одну чайную ложку сахара, немного муки с небольшим количеством подогретого молока. Замесить жидкое тесто. Дать ему 20-30 минут постоять. Затем постепенно добавить оставшееся подогретое молоко, мягкое масло, сахар, яйца, соль, ванильный сахар, крепко взбить ложкой, пока тесто не станет отставать от стенок миски. В последнюю очередь ввести изюм, миндаль, дать тесту подняться в течение 30-40 минут. Поделить тесто на две неравные части (2/3 и 1/3). Каждую часть поделить на три, раскатать жгуты и сплести большую и маленькую косы. Большую косу положить на смазанный жиром противень, смазать взбитым желтком, сверху положить второй венок. Двойной венок оставить на 15-20 минут, смазать сверху молочно-белковой смесью и выпекать. После выпечки слегка остудить, смазать глазурью и посыпать миндалем. Глазурь должна быть густой. Слишком жидкая глазурь впитывается в изделие и делает его сырым. Слишком густую трудно намазать. После пасхальных праздников нередко остается несколько не съеденных яиц. Из них можно приготовить вкусный пирог из слоеного теста.
Пирог из оставшихся яиц
1 пакет готового слоеного теста, 2 ст.л. размолотых сухарей, 4 крутых яйца, 50 г колбасы, 100 г консервированного горошка, соль, перец, 2 ст.л. натертого сыра, по желанию свежую или сушеную зелень, 1 сырое яйцо, 4 ст.л. сливок или сметаны, 1 ч.л. муки.
Положить слоеное тесто в разъемную форму, сделать бортики. Дно посыпать натертыми сухарями. Яйца нарезать кусочками, колбасу - на мелкие кубики и распределить по тесту вместе с хорошо обсушенным горошком. Посолить и поперчить по вкусу. Затем добавить зелень и сыр. Смешать сырое яйцо с мукой и сливками или сметаной и вылить смесь на тесто. Выпекать в предварительно нагретой печи 20-25 минут при 200о С. Пирог особенно вкусен в теплом состоянии.
Источники и литература 1. Шишкина-Фишер Е.М. Немецкие народные календарные обряды, обычаи, танцы и песни –М., 1997г. 2. Леонгарт Т.Я. Скоро Пасха! Журнал «Культура» № 1(14), 2008 г. с.217-224 3. Леонгарт Т.Я. Внукам от бабушки, Журнал «Культура» № 10, 2006 г. с.131-134 4. Леонгарт Т.Я. Готовимся к Рождеству, Журнал «Культура» № 13, 2007 г. с.188-192 5. www.rusdeutsch.ru’biblio’files’venok_prasdnikov pdf 6. Seydlitz J. Unsere Volkst?mliche Osterbruche /Unsere Wirtschaft, 1924, Nr.8, S. 215-217
Все даты в формате GMT
3 час. Посещений WD-форума сегодня: 80
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет