С 1 января 2011 года этот форум больше не работает.

Не пишите сюда сообщения!!!

Перейти на новый форум



АвторСообщение
Инчик
постоянный участник


Пост N: 31
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.04.07 11:46. Заголовок: Готовимся к Пасхе


Осталась неделя. Хотелось бы спросить у уважаемых форумчан, какие пасхальные традиции хранятся в семьях? Может, я и ошибаюсь, но мне кажется, что к пасхальным обрядам советская власть относилась спокойнее, чем к рождественским. Или просто не так бросалось в глаза, что люди покупают творожную массу с изюмом, пекут кекс какой-нибудь, а яйца "цветные" в любое время года попадались... Поправьте меня, пожалуйста, если я не права.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Ответов - 15 [только новые]


Моллекер
постоянный участник


Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.06 21:23. Заголовок: С праздником Пасхи!


Поздравляю всех с наступающей Пасхой!

Всем всего доброго! Побольше вам радости иииии...... ну в общем яичек вам насобирать побольше! [img src=/gif/sm/sm15.gif]

Frohe Ostern!

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Lenchen



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.04.06 07:57. Заголовок: Re:


Спасибо:) Вот стишек из детства вспомнился:)
Osternhaeschen, Osternhase
Komm mol her ich sah Dir wos
Spring bei mia nicht vorbei
Gib mia an ein buntes Ei

Всем FROHE OSTERN!!!

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Генрих
постоянный участник


Пост N: 118
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.04.07 21:56. Заголовок: Как справляли праздники


В страстную неделю в колониях усердно работали и вели размеренную жизнь. Особенно много хлопот и забот было у женщин. Надо было приготовить дом и двор к празднику Пасхи.

Но важнее их были в эти дни звонари. По католическому обычаю церковные колокола в этот день молчат (они звонят лишь в субботу). В это время звонари (ученики-семинаристы) шли крестным ходом по улицам с "рече" – деревянными трещотками в руках и сходились в конце деревни, где начинали крутить трещотки. Минут пять стоял великий шум. Потом главный звонарь поднимал над головой трещотку и всё смолкало. Все начинали петь песню.

Утром:
"Забрезжил рассвет
Для богатых и для бедных.
Ave Maria, gratia plena!"

В полдень:
"Люди, люди, мы вам сказать хотим!
Колокольчик в полдень звонит.
Ave Maria, gratia plena!"

Вечером:
"Люди, люди, пришло время молитвы!
Аve Maria, gratia plena!"

Приглашая в церковь:
"Идём в церковь первый (второй, последний) раз."

За это особое служение звонари получали от села дань. Они шли от дома к дому с корзиной и пели:

"Мы звонили у гроба господня
Подайте нам сегодня!
Не мало, не много,
Чтоб в короб вошло."

После подношения (пасхальные яйца или деньги) они пели:

"Это самый лучший дом,
Живут три ангела в нём."

Пасха

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Nic
постоянный участник


Пост N: 226
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.04.07 17:20. Заголовок: Re:


Мне тоже хотелось бы узнать, как лютеране празднуют Пасху. В инете представлены только католические традиции.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
AndI
постоянный участник


Пост N: 84
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.04.07 00:03. Заголовок: Пасха


Предлагаю отрывок из
"Воспоминания. П.К. Галлера (быт немцев-колонистов в 60-х годах 19. ст." Саратов 1927

"Пасха... считается самым торжественным праздником.
Еще с самого начала страстной недели начинается праздничное на-
строение; четверг (Gründonnerstag) и пятница (Charfreitag) особен-
но чтутся; в эти дни причащается все село, если оно не успело при-
частиться уже с конфирмантами в вербное воскресенье. В субботу
начинают красить яйца, печь кухены, хворост, сдобные калачи и
подготовлять гусей, уток, кур к празднику.. Яйца окрашиваются в
желтый цвет при помощи луковой шелухи или особой травки, про-
бивающейся уже очень рано на более возвышенных и сухих местах
и молодежь на страстной повторно отправляется в поле в поисках за
этой травой; были, конечно, и красные яйца, но чем они окрашива-
ются, не знаю.
Субботу все проводят в работе и сутолоке; на вечернее богослу-
жение собираются далеко не все, да оно и не торжественно.
Для встречи Пасхи убираются и приводятся в порядок не только
комнаты и двор, но и улица. Деревенские улицы не мощены, поэто-
му после весенней грязи вся улица представляется настолько коч-
коватой, что даже переходить через нее трудно. Поэтому в субботу,
на страстной, улицы боронуют, т. е. путем прохождения всей улицы
повторно бороной* на которой в качестве груза сидят ребята,, кочки
срывают и заполняют образовавшиеся глубокие колеи. После боро-
нования запрягают в одну лошадь вал длиною около сажени и тол-
щиною около полуаршина, тяжестью которого кочки вдавливаются
в колеи и полотно улицы принимает гладкий вид. После этого под-
метают также двор, а переходы из избы-в избу посыпают белым пе-
ском. Этот песок вообще в большом употреблении у колонистов: им
посыпают полы в комнате после мытья пола, часть улицы перед ка-
литкой и т. д.
Дети, ложась спать, ставят под кровать или в определенных из-
любленных ими местах свои шапки, в которые зайчик ночью дол-
жен принести яйца; многие стремятся не проспать восход солнца,
потому что в это время в восходящем солнце можно видеть Христов
барашек. У лютеран Христос всегда изображается с пастушьим по-
сохом и барашком у ног.
Наутро оказывается, что зайчик действительно принес каждому
около десятка крашеных яиц, одно или два сахарных с барашком
(шоколадных тогда еще не было), а иногда также несколько игру-
шек. Пряников и конфект у зайчиков, по-видимому, нет в распоря-
жении, так как таковые в умеренном количестве раздает только
мать в первый день праздника.
Все три дня празднуются одинаково. Утром — церковь, после
обеда — прогулки в поле за тюльпанами. Этих цветов — желтых,
красных, синих, белых и даже разноцветных было в то время еще
очень много и все возвращались обыкновенно с громадными букета-
ми. Парни в этих прогулках не участвовали, а только девушки и де-
ти: парни же катали яйца, т. е. по ровному указанному месту ката-
ли яйца, пытаясь попасть в выставленные ранее или в нестукнув-
шееся об другое яйцо. Или же они играли в мяч или в городки. Эти
две игры единственные, насколько мне помнится, которые объеди-
няли более значительное количество молодых людей. Ночью моло-
дежь, почти до восхода солнца проводила на улице с пением песен,
по большей части далеко нецензурных, на это родители смотрели
сквозь пальцы, ибо Jugend hat keine Tugend ( у юношества доброде-
телей нет). Так как многие только неделю тому назад были кон-
фирмованы и стали Ledige (холостыми), когда уже грехи падают не
на голову родителей, а на них самих, то эти, так сказать, новобран-
цы были всегда самыми безудержными тем более, что они только
неделю тому назад завели себе трубку, получили от кого-нибудь в
подарок новый, сшитый из разноцветных лоскутов кисет, имели
еще в кармане несколько медяков, они чувствовали себя царями.
Обед на пасху уже иной. На первое полагается куриный суп с
лапшой. Лапша только тогда хороша, когда тесто тонко выкатано и
разрезано потом на очень тонкие нити.' Этим искусством гордились
немногие хозяйки. Тесто готовилось с вечера, раскатывалось утром
и тонкие листы теста для сушки раскладываются на подушках на
кровати; резка начинается еще до окончания проповеди и продол-
жается, так как требует много внимания, долго, около часа, наре-
занная лапша кладется в суп только после звона к "Отче наш".
Вторым блюдом бывает гусь с начинкой. Индюшки у колонистов
в то время были в редкости, но все-таки бывали. Их много не разво-
дили, так как они очень прожорливы и легко гибнут, а перья от них
цены не имеют.
Некоторую цену имеет еще длинное дыхательное горло индюшки
и гусей. Один конец такого горла вставляется в другой, в просвет
вводится несколько горошин и в таком виде засушивается и служит
основой для наматывания шерстяных ниток в клубок; перекатыва-
ющиеся в высушенном дыхательном горле горошины производят
шум, почему-то очень преятный для слуха обладательницы такого
клубка.
Лапша подается не только в виде супа, непременно куриного, но
подается также в виде молочного супа, т. е. варится с молоком. Или
подается прямо вареная лапша без всякой жидкости, но тогда она
поливается топленным маслом, в котором на сковороде поджарива-
лись маленькие кусочки калача, не больше ореха величиною.
Такой лапшевник нашим детям чрезвычайно нравился, а в осо-
бенности, хрустящие на зубах кусочки белого хлеба.
Пасха празднуется только три дня; в конце третьего дня жизнь
принимает уже свой будничный облик и крестьяне уезжают в поле,
если Пасха не слишком ранняя, чтобы в среду с раннего утра при-
ступить или продолжать тяжелую крестьянскую работу — пашню и
посев...."

Смотрите также сдесь Osterbräuche

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Nic
постоянный участник


Пост N: 227
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.04.07 10:06. Заголовок: Re:


AndI Спасибо за ссылку.
Вы уверены, что это лютеранская Пасха?

Мой дед рассказывал иное. Что у них даже и в большие праздники — Рождество и Пасху — тоже работали. Праздник от будней отличался только тем, что от каждой семьи выделялся один человек, который шёл стоять службу в церковь, да более вкусным ужином после рабочего дня.
Всё. Никаких гулянок 2-3 дня, никаких скаканий по полю, ночных бдений и т.д. они себе позволить не могли - шла посевная. Дед говорил, что поэтому у них и голода не было, т.к. в посевную не то что день, - час имел значение.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
AndI
постоянный участник


Пост N: 85
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.04.07 01:13. Заголовок: Re:


Nic

я уверен. Пасхальные обычаи поволжских немцев описаны многими авторами. Кроме упомянутых Келлера и Зейдлица, напр. А. Дульзон в " Страстная неделя и пасха в обычаях поволжских немцев", Eduard Seib " Der Wolgadeutsche im Spiegel senes Brauchtums" и многие другие, которые в этом вопросе все едины.

Могу подтвердить это и из личного опыта. Когда я читал эти воспоминания, то не чувствовал тех ста лет , которые нас разделяют, настолько эти традиции сохранились в Казахстанских немецких поселках (думаю в сибирских было также) , вплоть до меню и блюд. Влияние времени сказалось лишь на характере церковной службы. Церкви в селе до 70-х годов не было, молились поочередно в частных домах прихожан и в основном пожилые люди. Дети и молодежь были на службе редко, если служба проходила у нас дома, на рождество, пасху и обязательно на конфирмацию или если у кого- то в семье крестили ребенка. В остальном же- один к одному!

Что касается высказываний Вашего дедушки , то тут противоречия нет. Лучше всего его высказывание подтверждает , но и обьясняет Яков Дитц в "Истории поволжских немцев-колонистов":

"Большая часть колонистской жизни протекает в продолжитель-
ной и тяжелой сельскохозяйственной работе. Весной и летом в страд-
ную пору колонии почти совершенно вымирают: все население на
гумне и в поле. Лишь осенью, по окончании работ, в колониях
водворяется жизнь, но и тут эта жизнь превращается в сплошной
нескончаемый труд по тканью сарпинки, выделке веялок, плугов
и пр.
Тем не менее осень дает населению колоний возможность не-
сколько отдохнуть и жить в собственное удовольствие. У колони-
стов не более 60 праздничных и воскресных дней в году. Празднич-
ные дни вне воскресений: два дня Рождества Христова, Новый год,
Крещение, Благовещение, второй день Пасхи (понедельник), Воз-
несение и Духов День — приходятся на сравнительно свободное от
работ время
, а страдная пора проходит без праздников. Поэтому в
праздничные дни колонисты стараются вознаградить себя за тяже-
лую, почти непрерывную работу и празднуют их весьма торжест-
венно. С особой помпезностью колонисты празднуют престольные
праздники — кирмесы (Kirmes, Kirchmesse, в названии колонистов:
«Kirb»). Все воскресенья осени распределены на кирмесы, причем
кирмесы соседних колоний никогда не совпадают, а приходятся на
разные воскресенья, чтобы на торжество можно было съезжаться
жителям нескольких колоний и участвовать в праздновании не-
сколько воскресений. Полевые работы окончены. После тяжелого
труда всякий стремится не только к отдыху, но и развлечению и
даже к разгулу... " и. т. д.



Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Schell
постоянный участник


Пост N: 42
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.04.07 04:23. Заголовок: Re:


Nic пишет:

 цитата:
Спасибо за ссылку.
Вы уверены, что это лютеранская Пасха?



Пасха - она одна-единая.Значение ее не в каких-то определенных обрядах,а в ее значении для верующего человека. А здесь,согласитесь,не столь важно кто как свои куличи-баранки печет,сколько то,что за эти несколько дней верующий проходит через целый диапазон эмоций: от глубокой скорби в Карфрайтаг до великой радости в Остерзонтаг(плавно перетекающем в Пасхальный понедельник).
Тут,думаю, и для католиков и для лютеран главное- это осознание происходящего таинства Воскресенья и его символичности.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
RollW
постоянный участник


Пост N: 58
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.04.07 10:54. Заголовок: Re:


Schell

Taня, с большим удовлетворением прочитал Вашу статью, где Вы коротко, но очень верно и ёмко объяснили суть и значение Пасхи.
Думаю Инчик и Nic после статей AndI и Вашей не могли не понять сути этого великого черковного
праэдника(наравне с Рождеством Христовым) и как он отмечался в немецких семьях, хотя и православные отдают этому празднику ничуть не меньшую дань уважения.
И,возможно,зная, что все эти три общины(католическая,лютеранская и православная) были одной христианской католической общиной и только впоследствии произошло отделение двух последних,
эти вопросы у них возможно не возникли бы.
Сегодня по церковному календарю Ашемитвох,завтра Грынердонерстаг.
Хочу немного добавить по обычаям -- Яйца,снесённые курами в этот день(г.донерстаг) хранили отдельно и на пасху утром они предназначались лицам мужского пола,а женщинам предназначались яички снесённые в Карфрайтаг. Этот ритуал имел определённый магический смысл,который в определённых месностях чтитбся до сих пор.
И ,как ни странно, наши предки, без каких либо предписаний врачей диетологов, знали, что мужчинам можно съедать в день два яйца, а детям и женщинам одно и вообще уделялось большое значение пище полезной по половому признаку и возрасту. Как один из примеров роженице приносили так называемые Кенигсайер.

Благословенного Всем Праздника Святой Пасхи.
Gelobt Sei Jeesus Christus!

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Nic
постоянный участник


Пост N: 228
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.04.07 18:34. Заголовок: Re:


AndI и Schell, большое спасибо за ваши рассказы и комментарии.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
AndI
постоянный участник


Пост N: 86
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.04.07 00:01. Заголовок: Re:


RollW

простите, позволю себе небольшую поправку: Achermittwoch не сегодня, а был в этом году 21 февраля.
В Achermittwoch заканчивается Faschingszeit (масленница) и берет начало Passionszeit или Fastenzeit 40- дневный пост.

Schell

Schell пишет:

 цитата:
Значение ее не в каких-то определенных обрядах,а в ее значении для верующего человека. А здесь,согласитесь,не столь важно кто как свои куличи-баранки печет,сколько то,что за эти несколько дней верующий проходит через целый диапазон эмоций: от глубокой скорби в Карфрайтаг до великой радости в Остерзонтаг



С Вами трудно не согласиться, но это относиться к содержанию. Однако для историка, этнографа, просто любопытного человека огромный интерес представляют также формы проявления этой скорби и радости.
Конфессиональные, региональные исторические особенности и форма религиозного празднества - предмет исследования историка; его содержания - предмет исследования теолога. Впрочем и церковь придает форме большое значение , что находит свое существенное конфессиональное отличия напр. в литургии и пр.

Поэтому предлагаю еще раз вернуться к нашим " куличам-бараночкам"

Так сказать для востановления конфессиональной "справеливости" очень урезанные фрагменты статьи А. Дульсона о праздновании Пасхи в католических колониях Поволжья

А. Дульзом


СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ И ПАСХА В ОБЫЧАЯХ ПОВОЛЖСКИХ НЕМЦЕВ

... Мы рассмотрим обычай Страстной недели прежде всего в като-
лических деревнях, так как он значительно отличается от этого же обы-
чая в лютеранских деревнях.
В католических деревнях бросается в глаза то обстоятельство, что
после Чистого четверга (после окончания хвалебного песнопения Gloria in excelsis)
колокола замолкают вплоть до службы Gloria в Страстную суббо-
ту. В это время туда, где находятся колокола, приносятся особые предме-
ты древнего происхождения (еще из времени, когда не было колоколов).
Тогда говорят, что колокола в день Чистого четверга улетают.
На колокольнях ставятся трещотки, с помощью которых в то время, когда
должны звонить колокола, производится треск. В больших деревнях,
где трещотки на колокольнях не везде слышны или где нет трещоюк, мальчики 9-13 лет
ходят от дома к дому с ручными трещотками и с их помощью произво-
дят трескучий звук по соответствующему сигналу трещотки на коло-
кольне , или по знаку школьного учителя, и поют при
этом молитвы. Мальчики бросают жребий, кому в какой части деревни
ходить, или эти участки уже заранее бывают распределены. В шествии могут участвовать все, или только служители церкви. В деревне Зельман дети, которые не получили пасхального зайца, зарабатывают себе подарки с помо-
щью трещотки.
Первый раз ходят с трещотками в полдень Чистого четверга,
при этом мальчики поют в Прайсе: «däär Engl des Hän» (три раза), в
селе St. Urbach: «häärt ihr Läid, s s Midagszeit, däär Engl des Hän», в селе Schönchen:
«es läutet zu Mittag». Тот же текст поют в полдень в Страстную пятницу.
Второй раз стучат вечером в час молитвы.
Мальчики спят обычно все вместе где-нибудь в хлеву на полу,
так как на следующее утро они снова должны рано идти с трещотками.
Вечером в Страстную пятницу стучат ближе к ночи.
В субботу после обедни мальчики, уставшие и охрипшие, но ра-
достные, в последний раз ходят по деревне и поют:

Мы пели для святого гроба,
Подайте нам что-нибудь,
Не много и не мало,
Чтобы нас порадовать

Если подавали не очень много, то певцы шли дальше, если по-
давали щедро, то пели еще:

Это самый лучший дом,
Сюда прилетают три ангела.

Если не получали ничего, то пели:

Это самый плохой дом,
сюда прилетит черт.
Или:
Вертись, вертись, колесо мельницы.
Пусть ваши яйца будут мелкими.

Затем певцы отправлялись в какое-нибудь уединенное место за
деревней и делили милостыню. Вобщем милостыня бывала обычно довольно щедрой, на каждого певца приходилось ( порой) по 80 яиц

...во время Страстной недели мы находим больше так
называемых суеверий
Особенно большую роль играет при этом яйцо, символ жизни,
содержащее жизненную силу и могущее, по логике древнего мыш-
ления, передавать ее другим. Яйца, снесенные в Страстной четверг
и в пятницу, надо давать мужчинам, чтобы они были сильными, что-
бы не болела поясница или еще что-нибудь .
Древний обычай использования яиц как символа праздника весны
поощрялся церковью еще с XII столетия. С этой целью было введено
освящение яиц.
В день Святой пятницы можно распознать ведьму, если при-
нести в церковь яйцо от черной курицы. Тогда можно увидеть всех
ведьм, они будут сидеть спиной к алтарю. Но яйцо следует разбить
сразу по выходе из церкви, иначе ведьма раздавит этому человеку
сердце.
В Святую пятницу запрещается работать. Нельзя стирать, вязать,
Штопать или шить. Огонь можно зажигать только после службы . Сюда же относится обычай печь в Святую пятницу хлеб. Это должно радовать Господа Бога.
Очевидно, что даже и погода каким-то образом приводится в со-
ответствие с праздником Страстной недели. Так, погода в эту неделю
должна быть пасмурной , и если дождь в это время упадет
на горячие камни, то это означает неурожай .

В день Пасхи в католических деревнях в церковь идут
рано утром, а затем еще и в обычное время. Днем взрослые ходил и обычно
в гости друг к другу, угощали вином или кофе с пирогом , для
детей гости приносили обычно яйца . В селе Jost в пасхальное
утро ходят на кладбище и поминают усопших; в селе Brunnental ночью ходят
под окна лучших друзей и поют хором любимые песни. Среди пасхаль-
ных развлечений для взрослых следует упомянуть употребление спир-
ного. Водка обычно доставлялась раньше в бочках и черпалась кувшином — маленьким, большим, соткой. В день Пасхи также бывали танцы — вечером или после обеда на второй день. В танцах принимали участие иногда только молодые и неженатые ,или не только молодежь, но и старшее поколение.
Дети посещают своих крестных и близких родственников и получают от них в подарок яйца, сладости,пасхальных зайцев.

Пасхальное утро — это большая радость для маленьких детей
Они стараются встать пораньше и посмотреть, приходил ли ночью пасхальный заяц и что он им принес или что он потерял, когда бежал мимо.
Уже накануне вечером самостоятельно или с помощью взрослых дети ставят
гнезда, чулок старые шапки, ящички, миски , свои шапки , плетеные корзины, тарелки. Гнезда выставлялись в доме , по углам, в печке, в ящиках, на сто-
ле , в прихожей , на подоконнике , под кроваткой , во дворе , перед входной дверью или в садике , выложив его травой , где-нибудь в песке ,
в амбаре, в хлеву, на куче соломы или на полу, часто взрослые просто прячут гнездо и дети должны его найти рано утром . Если дети были послушными , то они находят в гнезде к своей радости много яиц, которые им принес заяц . Любопытные дети всегда очень хотят увидеть самого зайца, но обычно оказывается, что он только что убежал за ворота.
В некоторых деревнях пасхальный заяц посещает всех членов
семьи. Возможно и даже вероятно, что эти различия в обычаях имеют-
ся не только между различными деревнями, но и в одной деревне меж-
ду различными слоями населения. Во всяком случае, гостинцы от зай-
ца у бедных и богатых крестьян очень различны. Если богатый кресть-
янин мог положить в гнездо сухари, конфеты, различные сладости, то
бедняк не мог себе это позволить. Вообще, пасхальный заяц, вероят-
но, попал в деревню благодаря богатым крестьянам. Однако невозможно
выяснить точно этот вопрос.

Самой распространенной игрой на Пасху является игра с яйца-
ми.
Играют группами, от 4 до 10 человек выкладывают яйца на некотором расстоянии друг от друга. Начинают по жребию . При этом или просто тол-
кают яйца или сталкивают яйца друг с другом , а именно:
или на земле или на песке , или, что очень часто, скатывают с небольшой горки вниз. Тот, кто расколет своим яйцом другое, выигрывает. Если же яйцо прокатилось мимо, то этот игрок проигрывает, а яйцо остается лежать. Выигрывает тот, чье яйцо осталось целым. Мы, дети,
штарались заполучить яйца с твердой скорлупой, кроме того, мы знали
еще особые способы сталкивать яйца так, чтобы свое осталось целым.
В отношении игр с яйцами следует отметить также, что они про-
водились в определенных местах.

Большой интерес представляет обычай катания на качелях, кото-
рый отмечен в нескольких деревнях. На качелях катались дети или молодежь,
расплачиваясь яйцами . К сожалению, нигде не сказано, как
эти качели были устроены, откуда и с каких пор пошел этот обычай, как
долго длилось катание, когда он исчез и т. д.
Скорее всего мы имеем дело с русским пасхальным обычаем,
который переняли наши колонисты. Однако было бы важно установить
зарождение и распространение этого обычая, что показало бы пути рус-
ского влияния. Важно уже то, что деревни, где этот обычай отмечен,
расположены на одной линии, выше деревни Marxstadt и вокруг нее, то есть
в местах, где влияние русских обычаев могло быть довольно значи-
тельным. Но мы не можем далее развивать эту мысль ввиду отсут-
ствия фактического материала.
Довольно популярны были различные игры в мяч . Эти игры
были широко распространены, привезены из Германии и имеют свои
корни в древности. Игра в мяч имеет волшебный смысл: как мяч, явля-
ющийся символом солнца, бросают друг другу, так и солнце должно
торопиться и быстрее принести лето.

Следует еще сказать несколько слов о пасхальных приветстви-
ях.
(Были) Определенные формулы приветствий, а именно такие: «желаю
вам счастливой Пасхи» (Ich wünsche euch fröhliche Ostern);
Ich wünsche euch gesunde und fröhliche Ostern;
Ich wünsche euch ein fröhliches, seliges Osterfest;
Ich wünsche euch a glückliches Ostern;
Wünsche viel Glück und Segen und fröhliche Ostern;
Viel Glück zum hl Osterfest;
Gesegnete Ostern;
Glück und Segen zum Osterfest.

Если обобщить этот материал, то представляется весьма вероят-
ным, что пасхальные приветствия не были обязательными как в отдель-
ных наших немецких селах, так и вообще в регионе в целом. Этот обы-
чай вводился, очевидно, начиная с 90-х годов церковью и школой с
определенной целью или просто перенимался простыми крестьянами у
учителей и пасторов....


Отрывки из "Обычаи Поволжских немцев" Е.М. Ерина, В.Е. Салькова, Москва, 2000







Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Инчик
постоянный участник


Пост N: 32
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.04.07 09:58. Заголовок: Re:


Спасибо огромное всем откликнувшимся! Узнала много нового для себя. Особенно вот это: RollW пишет:

 цитата:
Хочу немного добавить по обычаям -- Яйца,снесённые курами в этот день(г.донерстаг) хранили отдельно и на пасху утром они предназначались лицам мужского пола,а женщинам предназначались яички снесённые в Карфрайтаг. Этот ритуал имел определённый магический смысл,который в определённых месностях чтитбся до сих пор.
И ,как ни странно, наши предки, без каких либо предписаний врачей диетологов, знали, что мужчинам можно съедать в день два яйца, а детям и женщинам одно и вообще уделялось большое значение пище полезной по половому признаку и возрасту. Как один из примеров роженице приносили так называемые Кенигсайер.

А что такое Кенигсайер?
AndI пишет:

 цитата:
Отрывки из "Обычаи Поволжских немцев" Е.М. Ерина, В.Е. Салькова, Москва, 2000


А вот эту книжку как раз изучаю к вечеру. Преподаватель с курсов немецкого, отпуская нас на внеплановые каникулы, дала задание ознакомиться с пасхальными традициями и обычаями. В общих чертах-то я с ними знакома давно. А на занятиях иногда находит желание "повыпендриваться", и в ход идут слова и понятия из далёкого поволжского прошлого...

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Schell
постоянный участник


Пост N: 43
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.04.07 07:33. Заголовок: Re:


Прекрасно Вас понимаю. Только,опять же с исторической точки зрения, было бы несомненно интереснее,если например те же "стишки" из книги Е.Ериной были приведены в оригинале. Много интересного,но не могу не улыбнутся,читая:

 цитата:

Это самый лучший дом,
Сюда прилетают три ангела.

Если не получали ничего, то пели:

Это самый плохой дом,
сюда прилетит черт.



Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Наталия
постоянный участник


Пост N: 244
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.04.10 19:17. Заголовок: С ПРАЗДНИКОМ ПАСХИ!


С ПРАЗДНИКОМ ПАСХИ!

Из памяти людской ещё не стёрты
Слова, что Ангел некогда изрёк:
"Что ищете живого среди мёртвых?
Христос воскрес! Да будет с вами Бог!"
Над ним могила не имеет власти,
Оковы смерти Бог преодолел.
"Хвала Творцу! - весь мир поёт от счастья,
Он Сына ради нас не пожалел"
Спаситель жив! Он верный наш Ходатай,
Надежда вечная и жизни Торжество.
День Воскресенья стал великой датой,
Вся наша жизнь зависит от него.
Голгофа подарила нам Спасение
И стала величайшим из чудес,
И люди восклицают с восхищеньем:
Христос воскрес!
Воистину воскрес!!!


Любовь Краснова
пос. Долгоруково
Калининградская область.


Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Наталия
постоянный участник


Пост N: 605
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.06.10 13:23. Заголовок: Поздновато, конечно,..


Поздновато, конечно, я это выставляю, но на будущую пригодится


Пасхальный обед российских немцев
Леонгарт Тамара Яковлевна

Особое значение в пасхальное время придавалось яйцу. В религиозном значении крашеное в красный цвет яйцо указывает на пролитую кровь Христа. По старинному народному обычаю яйцо является символом плодородия и вечного возвращения жизни. Поэтому на пасхальном столе обязательно наличие яиц. Яйцо, как важный элемент пасхального застолья, приобрело свое значение еще и потому, что к концу поста до Пасхи накапливалось немало яиц, которые теперь можно было употреблять в пищу.

Любое праздничное застолье у немцев начиналось с супа. Наиболее популярным был суп из курицы. Бульон заправляли домашней лапшой, затирухой, манными или масляными клецками. Лапшу готовят из яиц и муки без добавления воды в тесто. Для затирухи тесто на лапшу натирают на терке. Манные клецки делают из манной крупы и яиц. Масляные клецки состоят из раскрошенного батона, смешанного с яйцами и маслом. Для придания пикантности куриному бульону курицу начиняют раскрошенным хлебом с изюмом, маслом и яйцом. К курице можно приготовить сладкие котлетки из фарша, которым начиняли курицу. Иногда вместо котлеток делают запеканку из сухофруктов, яиц и измельченной булки с добавлением небольшого количества молока для связки. В больших семьях дополнительно к этому поджаривали на масле курицу с луком и отваренным до полуготовности картофелем, разрезанным вдоль на 2-3 части.

Для детей Пасха была и есть не только религиозный праздник, но и добрая сказка, которая так чудесно переплетается с повседневной жизнью.

Детям рассказывали, что крашеные яйца приносит зайчик. Детям хотелось в это верить. Во многих семьях раньше было принято делать гнездышки или ставить у кровати шапки, в которых утром на Пасху они обнаруживали крашеные яйца, полагая, что их принес зайчик. Главными персонажами пасхальной выпечки являются фигурки человечков, пасхальных зайчиков, курочек, петушков и цыплят. У некоторых немцев это был еще и барашек. Изначально эти фигурки представляли собою определенные символы, связанные, как правило, с пробуждением природы, наступлением весны, со сменой времени года. Заяц и барашек были символами плодовитости. Для человека это время было знаком окончания темной и мрачной зимы и признаком того, что колесо жизни вновь пришло в движение. Сейчас в фигурки не вкладывается символический смысл, они являются больше украшением стола. Да и прежде они имели не религиозный смысл, а являлись пережитками язычества.

В семьях российских немцев к Пасхе пекли пряники, открытые пироги, плюшки, пасхальные фигурки из дрожжевого теста. Каждая хозяйка делала его по - своему. Возьмем для нашей выпечки современный вариант сдобного дрожжевого теста.

Дрожжевое тесто: 0,5 л молока, 4 яйца, 0,5 ст. масла (лучше маргарина), 1 ст. сахара, щепотка соли, 40 г дрожжей (или 10 г сухих дрожжей) , 8- 9 ст. муки, корица, сметана или повидло для смазывания пирога.

Пирог с посыпкой (Riewelkuchen)

Готовое тесто раскатать толщиной в палец и положить его в смазанный жиром противень, слегка смазать повидлом или сметаной и дать ему подняться. Перед выпечкой рассыпать посыпку и корицу равномерно по тесту.

Посыпка (Riewel): 1 ст. муки, 0,5 ст. сахара, 7-8 ст. ложек масла, корица по вкусу
Для промазки пирога:

4-5 ст. ложек повидла или сметаны

Непременной составной частью любого праздничного стола были пряники.

Пряники на сметане

Тесто: 2 стакана сахара, 2 стакана сметаны, 3 яйца, 2 пакетика разрыхлителя или 1 чайная ложка питьевой соды, треть стакана растопленного масла, 900 г муки.

В большую миску вылить сметану и загасить в ней соду. Если вместо соды используется разрыхлитель, то перемешать его с мукой. Добавить сахар, яйца, растопленное масло. Все перемешать и ввести постепенно муку. Замесить тесто. Выдавить формочкой пряники.

В нашей семье для детей пекли жаворонков (по-немецки - воробушков) и человечков (для девочек куколку в виде девочки; для мальчика – соответственно в виде мальчика). В семье моей кузины пекли еще зайчиков. Эти традиции соблюдаются в наших семьях до сих пор.

Возьмем для наших фигурок сдобное дрожжевое тесто как на открытые пироги. Для смазывания фигурок: 1 желток, 1 ст.л. воды или молока, цветная пасхальная посыпка

Положить фигурки на противень, смазанный жиром или выложенный пекарской бумагой. Смазать фигурки желтком, взбитым с одной столовой ложкой молока. Жаворонков и зайчиков можно посыпать маком или кунжутом. Дать тесту подняться при комнатной температуре.

Выпекать 15-20 минут при 180-200о С.

В Германии человечков (M?nnchen) делают так:

Отрезать кусочек теста. Из 1/3 куска вылепить руки и голову. Из второй части теста вылепить туловище и две ноги. Сваренное вкрутую яйцо вдавить в туловище. Голову, руки и ноги соединить взбитым яйцом. Смазать человечка яйцом. Из изюма сделать глаза, нос, рот. Ножницами вырезать волосы.

В течение многих лет я собираю пасхальные рецепты из немецких журналов и газет и приспосабливаю их к нашим условиям. Вот некоторые из них.

Зайчики из творожного дрожжевого теста

Творожное дрожжевое тесто: 2 пакетика сухих дрожжей или соответствующее количество свежих, 1 стакан молока, 125 г сахара, 100 г творога, 125 г сметаны, 2 яйца, 500 г муки, 1 ст.л. натертой цедры лимона, щепотка соли
VДля смазывания: 1 желток, 1 ст.л. воды или молока


Тесто приготовить с вечера и хранить в холодильнике до утра. Готовое тесто разделить на 5 комочков и из каждого сделать по зайчику. Для этого раскатать жгут, 1/4 жгута отрезать для головы, отделить еще небольшой кусочек для хвостика.

Оставшуюся часть жгута сложить улиткой. Заостренный конец – это передние лапы, подвернутый конец - туловище. Из большей части отрезанного теста сделать продолговатую форму для головы, надрезать острый конец, это будут ушки. Голову и хвостик прилепить к туловищу белком, из половинок изюма сделать глазки. Смазать фигурки взбитым желтком и по желанию украсить маком или кунжутом.

Курица с цыплятами и зайчик из творожного дрожжевого теста

Творожное дрожжевое тесто:

500 г муки, , 1 пакетик сухих дрожжей, 100 г сахара, 2 пакетика ванильного сахара, щепотка соли, 100 г маргарина или масла, 100 г творога, 1 яйцо, 100 г творога

В нагретое молоко добавить дрожжи и 1 ч.л. сахара, перемешать и оставить на 10 минут. Перемешать муку, соль, ванильный сахар и оставшийся сахар. Отдельно перемешать яйца с маргарином или маслом и творогом и добавить в смесь муки.

Затем добавить дрожжевое молочко и все перемешать. Вымешивать тесто до тех пор, пока оно не перестанет прилипать ко дну миски. Дать тесту увеличиться в объеме в два раза. Раскатать пласт толщиной 1 см и наложить шаблон. Острым ножом надрезать тесто по контуру, убрать шаблон и вырезать фигурки ножницами, смазать желтком, украсить пасхальными посыпками. Дать тесту слегка подняться.

Нежная пасхальная коса.

500 г муки, 30 г дрожжей, 100 г сахара, 125 г масла или маргарина, 0,5 стакана молока, 2 яйца, щепотка соли, 2 пакетика ванильного сахара, 150 г изюма, 100 г измельченного миндаля, 100 г апельсиновых цукатов, немного белка. 1 желток, немного молока.

Для смазки: 1 яйцо и ст.л. молока

Глазурь: 2 ст.л. лимонного сока, 50 г сахарной пудры

Муку высыпать в миску, в середине сделать углубление, добавить измельченные дрожжи, одну чайную ложку сахара, немного муки с небольшим количеством подогретого молока. Замесить жидкое тесто. Дать ему 20-30 минут постоять. Затем постепенно добавить оставшееся подогретое молоко, мягкое масло, сахар, яйца, соль, ванильный сахар, крепко взбить ложкой, пока тесто не станет отставать от стенок миски. В последнюю очередь ввести изюм, миндаль, дать тесту подняться в течение 30-40 минут. Поделить тесто на две неравные части (2/3 и 1/3). Каждую часть поделить на три, раскатать жгуты и сплести большую и маленькую косы. Большую косу положить на смазанный жиром противень, смазать взбитым желтком, сверху положить второй венок. Двойной венок оставить на 15-20 минут, смазать сверху молочно-белковой смесью и выпекать. После выпечки слегка остудить, смазать глазурью и посыпать миндалем. Глазурь должна быть густой. Слишком жидкая глазурь впитывается в изделие и делает его сырым. Слишком густую трудно намазать.
После пасхальных праздников нередко остается несколько не съеденных яиц. Из них можно приготовить вкусный пирог из слоеного теста.


Пирог из оставшихся яиц

1 пакет готового слоеного теста, 2 ст.л. размолотых сухарей, 4 крутых яйца, 50 г колбасы, 100 г консервированного горошка, соль, перец, 2 ст.л. натертого сыра, по желанию свежую или сушеную зелень, 1 сырое яйцо, 4 ст.л. сливок или сметаны, 1 ч.л. муки.

Положить слоеное тесто в разъемную форму, сделать бортики. Дно посыпать натертыми сухарями. Яйца нарезать кусочками, колбасу - на мелкие кубики и распределить по тесту вместе с хорошо обсушенным горошком. Посолить и поперчить по вкусу. Затем добавить зелень и сыр. Смешать сырое яйцо с мукой и сливками или сметаной и вылить смесь на тесто. Выпекать в предварительно нагретой печи 20-25 минут при 200о С. Пирог особенно вкусен в теплом состоянии.

Источники и литература
1. Шишкина-Фишер Е.М. Немецкие народные календарные обряды, обычаи, танцы и песни –М., 1997г.
2. Леонгарт Т.Я. Скоро Пасха! Журнал «Культура» № 1(14), 2008 г. с.217-224
3. Леонгарт Т.Я. Внукам от бабушки, Журнал «Культура» № 10, 2006 г. с.131-134
4. Леонгарт Т.Я. Готовимся к Рождеству, Журнал «Культура» № 13, 2007 г. с.188-192
5. www.rusdeutsch.ru’biblio’files’venok_prasdnikov pdf
6. Seydlitz J. Unsere Volkst?mliche Osterbruche /Unsere Wirtschaft, 1924, Nr.8, S. 215-217

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Посещений WD-форума сегодня: 80
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет