С 1 января 2011 года этот форум больше не работает.

Не пишите сюда сообщения!!!

Перейти на новый форум



АвторСообщение
Aлександер



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.01.06 01:16. Заголовок: 28 августа 1941 года - кто виноват?


Мне хотелось бы узнать мнения по поводу депортации немцев 28.08.1941.
Что думаете вы если посмотреть на тот факт что до самой депортации т.е. почти 180 лет после приезда в Россию 1.Мало кто умел говорить по русский
2.Очень маленький был контакт с местным (русским) населением. И как говорили в 19 веке Немцы в Поволжье были как государство в государстве.
Если верить историкам то эти и другие факты отличали Немцев в России от например тех же немцев но переехавших в Америку или Аргентину.
Может и в правду наши деды были чужаками и сними поступили как с военно- пленными?

Спасибо: 0 
Ответов - 207 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All [только новые]


Генрих
постоянный участник


Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.05.06 23:17. Заголовок: Re:


Господин Кригер, что -то не понимаю :
 цитата:
национал-большевики

,
это кто, советские интернационалисты под руководством верных ленинцев???

админ, сотрите если думаете, что ещё продолжается "не по паспорту, а по морде"

Спасибо: 0 
Профиль
Генрих
постоянный участник


Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.05.06 23:50. Заголовок: Re:




Спасибо: 0 
Профиль
Vkrieger
Профессиональный историк


Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.05.06 15:22. Заголовок: Re:


Ув. Генрих,
есть такой термин, показывает поворот в сталинской политике от худо-бедно интернационализма к подчеркнутому выделению т.н. "старшего брата", и меньших его сородичей, к преследованию и дискриманации национальных меньшинств, к росту ксенофобии и национальной нетерпимости. Об этом неплохо пишет в свой монографии проф. Гарвардского университета David Brandenberger: National Bolshevism. Stalinist Mass Culture and the Formation of Modern Russian National Identity, 1931-1956. Harvard University Press. Cambridge etc. 2002

Виктор



Спасибо: 0 
Профиль
Vkrieger
Профессиональный историк


Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.05.06 16:04. Заголовок: Re:



 цитата:
1. Мало кто умел говорить по русский



Так это же не самое главное. Есть разные типы государств: а) империи, многонациональные государства и б) национальные государства. Империи обычно растут вширь, присоединяя то насилием, то относительно на добровольной основе самобытные народы, имеющие зачастую тысячелктнюю историю, национальное самосознание, литературный язык... Отдельные части империи обладают значительной культурной, политической и экономической автономией. Так, например, татары могут чувствовать и быть фактически россиянами, ни слова не говоря по-русски, оставаясь мусульманами и не имея никаких контактов с русской культурой. Настоящее имперское сознание данное обстоятельство не волнует (т.е. не должно волновать). Главное, чтобы татары были лояльны по отношению к империи, не стремились выйти из ее состава, и, в случае военного конфликта, готовы были ее защищать.

Тот же татарин, кто хочет подняться вверх по социальной лестнице и сделать карьеру, тот, как правило, в значительной мере проходит путь аккультурации и в конецном счете ассимиляции с основным или одним из основных имперских народов. В нашем случае с русским. Так вот, навскидку и отвечаю. Народ (этнос) каждый может подставить свой.

В национальном же государстве или в стране переселенческого типа (США, Бразилия, Австралия...) господствующими являются аккультурационные/ассимиляционные процессы. Национальное государство охватывает, как правило, территорию проживания одного этноса. И поэтому здесь иннонациональные меньшинства имеют обычно миграционную подоплеку. Но есть, естественно, исключения. Так, в Германии уже почти тысячу лет проживают сорбы - автохтонный этнос. В Италии, после присоединения Южного Тироля в результате 1. мировой войны, появилось значительное автохтонное немецкоязычное население. При благоприятных исторических условиях (наличие территориальной автономии, компактность расселения, позитивная демографическая динамика, престижность родного языка и культуры и пр. факторы) такая этническая группа может сохраняться в национальном государстве длительный промежуток времени.

Россия 18-19 вв. была сословным государством. Значительные группы населения вообще не контактировали друг с другом. Поволжских колонистов поселили в "глуши", в малозаселенной сельской местности, компактно, поставили под особую юрисдикцию, даже запрещали первое время русский учить (все делопроизводство и так шло по немецки), опасаясь "совращения" православных в протестантизм или католичество. Большую отчуждающую роль играл религиозный фактор, браки между представителями разных конфессий были весьма малочисленными. С учетом натурального хозяйства - какие знания языка можно было от них ожидать?

Возьмите калмыков, чувашей, мордву - последняя с 13 века в составе Российского государства, не говоря уже о среднеазиатских народах - уровень знания ими к концу 19. века был еще меньше, чем у немцев Поволжья (если не ошибаюсь, у них около четверти молодых немцев показало при переписи 1897 г., что они знают русский язык). Но вот у причерноморских немцев молодежь уже большей частью владела русским, ибо были вовлечены в рыночные отношения, в контакты с местным населением в гораздо большей степени, чем в Поволжье.

Вообще курьезы на этой почве происходили занятные. В одном из немногочисленных переселенческих сел в Закаспийской области жили с 1893 г. немцы-Поволжья. И вот местное уездное и областное начальство кучу времени тратили на то, чтобы этих 200 чел. "обрусить": меняли учителей, заставляли в школе только по русски учиться и т.д. Даже Туркестанский генерал-губернатор был вовлечен в эту мышинную возню. И никого не волновало, что миллионы узбеков, таджиков, а в Закаспийской обл. сотни тысяч туркмен "ни бельмеса" по русски не соображало.

Вся эта политика "обрусения", борьба с "внутренней Германией" и пр. перед и во время 1. мировой войны показывает колоссальную близорукость правящей элиты России: не там искали врагов государственности, что особенно ярко проявилось в восстании 1916 г. в Средней Азии и Казахстане, в национальных движениях после 1917 г.


 цитата:
2. Очень маленький был контакт с местным (русским) населением. И как говорили в 19 веке Немцы в Поволжье были как государство в государстве.



См. выше. Отсутствие контактов с русскими - это было ТИПИЧНО практически для всех национальностей дореволюционной России. И башкиры, и калмыки и казахи (Степное положение) и др. были "государствами в государстве". Это нормально для империй, где центру "хватает" контактов с лояльной местной аристократией. Вот когда в такой стране начался поворот к гомогенизации, к построению национального русского государство, то получился коллапс. И большевики должны были дать ответ на многонациональность, что они и сделали в виде квази-государственной автономии.

Функционирование многонациональной страны хорошо прказано в солидной монографии быв. проф. Кельнского университета:

- Andreas Kappeler: Rußland als Vielvölkerreich. Entstehung. Geschichte. Zerfall. München 1992 (und weitere Auflagen)

Издан в России и перевод этой интересной книги:

- Каппелер А.: Россия – многонациональная империя. Возникновение, история, распад. Москва 2000


 цитата:
Может и в правду наши деды были чужаками и сними поступили как с военно- пленными?



Наши деды были не больше чужаки чем другие народы Российской империи или СССР. Просто в противостоянии с Германией они попали "под руку" в 1. мировую. А в советском государстве, начавшем с конца 1920-х гг. радикальный социальный эксперимент, они - своей аппляцией к соотечественникам в Канаде и США, попытками эмиграции и т.д. серьезно подорвали международный престиж Советского Союза. Т.е. если образно, смерть 1.- 1,1 млн. казахов от голода 1932-33 гг. или расстрелы тысяч православных священников не подрывала престиж СССР, ибо за рубежом мало кого волновало, то смерть десятков тысяч немецких поселенцев было "ein Politikum", попытка эмиграции 13.000 меннонитов в конце 1929 г. держала в напряжении мировую общественность, преследования католиков, в том числе и немцев, давало повод папе римскому объявлять в начале 1930-го "крестовый поход молитв" против безбожного советского государства...

Виктор


Спасибо: 0 
Профиль
Alex



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.05.06 21:19. Заголовок: Re:



Уважаемые господа , друзья скажите мне ваше мнение могли бы себя чувствовать наши предки ,переехавшие по приглашению Екатерины, виновными что случилось в 20 веке с их потомками. Конечно они не могли знать и были не пророками но если бы я был на их месте с моими теперь знаниями истории я бы считал себя виновным. Не че было ехать в Россиюююююю. Может быть и сейчас в Героманию не стоило ехать может быть меня тоже кто нибудь из предков спросит зачем? Зачем ты в Германию уехал?

Спасибо: 0 
Профиль
Генрих
постоянный участник


Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.05.06 21:48. Заголовок: Re:


Ну как можно обвинять своих предков. Они решали проблему своего
времени, нехватку пахотной земли в европе. Что случилось потом они не виноваты.
Их приглашали цари. Давали гарантии. А германец был качественным
товаром. Вон ещё в 12 веке "румыны" пригласили швабов для защиты
от всяких набегов с востока. Зибенбюргские швабы справились.Правда
их тоже после 45, по подстрекательством национал-большевиков тоже
выселили.
Ещё раз указываю не страницу
Немецкие колонисты России
А вообще (выводя за скобки не хорошую роль евреев-большевиков в судьбе р-дойчен),
сравниваю судьбу р-дойчен с судьбой евреев 20 века в россии. С 17го евреи катализаторы
советского общества. С времён Никиты-освободителя (50гг) не стоят в россии на верху, но
сегодняшние национал-большевики вешают на них всех собак, которые сами прозевали
или создали.


Спасибо: 0 
Профиль
Alex



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.05.06 00:07. Заголовок: Re:


Генрих
Я сравниваю моих предков с собой , они я уверен также как и большенство из нас задумывались не только о себе но и о своих детях и потомках. И я бы не поехал в Россию зная что предстоит моим пра пра пра пра внукам. Или же во время уехать куда либо из России ( в Америку или Аргентину). Я считаю что самая большая несправедливость преследовать человека за его национальность, разрез глаз или цвкта кожи. Увеждения и вера приходят с годами и ещё как то можно понять почему одни других не переносят. Но цвет кожи и разрез глаз родителей не можешь изменить. И для меня лично это sehr traurige Erkäntnis zu wissen du koenntes perfekt russisch und treue kommunist sein aber es haette nichts genutzt in 1941.

Спасибо: 0 
Профиль
Генрих
постоянный участник


Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.05.06 13:06. Заголовок: Re:


Alex пишет:

 цитата:
...Но цвет кожи и разрез глаз родителей не можешь изменить. И для меня лично это sehr traurige Erkäntnis zu wissen du koenntes perfekt russisch und treue kommunist sein aber es haette nichts genutzt in 1941.


согласен. Этническое, рассовое в человеке всегда первично выше всяких сиюминутных, политических мотивов или
всяких вторичных проявлений. И постродали колонисты потому что сохранили эту первичность.

Спасибо: 0 
Профиль
spack
администратор


Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.05.06 23:40. Заголовок: Re:


Alex пишет:

 цитата:
если бы я был на их месте с моими теперь знаниями истории я бы считал себя виновным. Не че было ехать в Россиюююююю. Может быть и сейчас в Германию не стоило ехать может быть меня тоже кто нибудь из предков спросит зачем? Зачем ты в Германию уехал?


У русских есть пословица: знать бы где упадешь - соломку подстелил. По-моему, отъезд наших немцев в Германию на ПМЖ - это очередная трагедия для российских немцев, "лебединая песня" российских немцев.

Спасибо: 0 
Профиль
Vkrieger
Профессиональный историк


Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.05.06 12:04. Заголовок: Re:


Добрый день, Александр,


 цитата:
По-моему, отъезд наших немцев в Германию на ПМЖ - это очередная трагедия для российских немцев



Эта фраза посильнее чем Фауст Гете

Клнечно, это не соответствует ощущению подавляющего большинства переселившихся в Германию. В одной статье я проанализировал различные типы переселенцев, и их в общей сложности насчитал 4 группы. И вот если взять прежде всего группу "ассимилянтов", в последние примерно 10 лет составляющиие значительную часть Aussiedlern", то у них действительно есть значительные проблемы с адаптацией в западногерманское общество. А у большинства других я этого не замечаю, второе, а тем более третье поколение совершенно не выделяется из "общей" массы и если имеет проблемы и заботы, то такого же примерно рода как и основная масса "коренного" немецкого населения.

ЦИТАТЫ из статьи (полный текст постараюсь выложить в сеть). В основном речь идет о немцах Казахстана и др. центральноазиатских республик, но и для проживавших собственно в Российской Федерации это в бОльшей части тоже относится.

"Влияние опыта социализации депортированных в Казахстан немцев на процесс адаптации в германское общество"


В целом можно отметить, что после сняти с комендантского учета в 1955-56 годах и формального уравнения в правах с остальным населением Союза СССР произошел естественный процесс расслоения этнической группы . На этот раз не по региональному или конфессиональному признаку, как в дореволюционное время, а по степени реагирования на проводимую политику властей, приспособления к существующим общественно-политическим реалиям и выбранной стратегии выживания.

В этом отношении внутри немецкого меньшинства выделялось несколько групп, одну из которых можно назвать оппозиционерами. Эти люди весьма критически относились к существующему общественно-политическому строю, более или менее активно отвергали институты советской власти и т.н. соцалистический образ жизни и коммунистическую мораль. Их основной жизненной целью являлась эмиграция в Германию и Канаду (для части немцев меннонитского вероисповедания). В значительной мере это были потомки причерноморских немцев, которых в начале войны не успели депортировать по причине быстро продвинувшегося фронта. Оказавшись под оккупацией, они были в 1944-45 гг. эвакуированы на Запад и приняты в германское подданство. Сталинское руководство не признало их нового правового состояния и добилось от союзников, чтобы эта категория переселенцев продолжала считаться советскими гражданами. Большинство из них – около 200 тыс. человек - было «репатриировано» и пополнило ряды немецких спецпереселенцев на Востоке страны. Кроме большинства репатриантов, их потомков и породненных с ними других региональных групп немцев, к оппозиционерам можно причислить значительную часть депортированных из Грузии и Азербайджана закавказских швабов, до 1941 г. наиболее зажиточной и развитой в национально-культурном и образовательном отношении субэтнической группы немцев-колонистов. Сюда же относилось немалое число приверженцев меннонитского вероучения, имевших многочисленных родственников за границей, прежде всего в Канаде, а так же в США и некоторых латиноамериканских государствах, в которые меннониты мигрировали начиная с 1870- х и вплоть до конца 1920-х годов. После снятия комендантского надзора эти потенциальные эмигранты сконцентрировались прежде всего в Таджикистане (сюда в 1945-46 гг репатрианты направлялись из побежденного Третьего Рейха), Киргизии и Казахстане. В последнем они проживали относительно компактно в южных и центральных областях и составляли, по некоторым оценкам, от 10 до 20% от общей численности немецкого населения республики.

Оппозиционеров отличала этническая однородность, хорошее знание родного языка, земляческая солидарность, приверженность национальным обычаям, повышенная религиозность, неприятие советских реалий и коммунистической идеологии. Почти все они могли привести длинный список близких и дальних родственников, умерших от голода, расстрелянных или сгинувших в ГУЛАГе уже в 1920-е – 30-е годы, не говоря уже о репрессиях более поздних времен. К перспективе восстановления или создания немецкой территориальной автономии относились в своей массе сугубо отрицательно, т.к. полагали, что от этого суть тоталитарного режима для них нисколько бы не изменилась. В послесталинскую эпоху эти люди подвергалась пропагандистским атакам средств массовой информации и изощренным преследованиям со стороны КГБ. Отличаясь слабым политическим конформизмом, эти критически настроенные немцы имели, естественно, весьма малые шансы для получения высшего образования и профессионального роста. В 1960-е - 80-е годы именно «оппозиционеры» составляли подавляющее большинство переселенцев в ФРГ.

Вторую группу, составлявшую примерно от половины до двух третей общей численности немецкого населения Казахстана, можно назвать традиционалистами. Таковой являлась национально ориентированная часть этноса, примирившаяся с создавшимся положением и прилагавшая основные усилия на создание «нормальной» жизни и достижения экономического благополучия. Их отличительной чертой можно назвать умеренный политический конформизм, т.к. к партийной или административной карьере они активно не стремились, но становились членами партии ради должностей, если таковые по их квалификационным или профессиональным качествам им предлагались. В семейном кругу традиционалисты старались использовать немецкий язык и поддерживать национальный колорит. Люди пожилого возраста нередко становились прихожанами католических, лютеранских и протестанских общин. К межнациональным бракам они относились скептически, но не препятствовали, если молодые в этом упорствовали. Гордились т.н. «немецкими» достоинствами: стремлением к порядку и чистоте, пунктуальностью, ответственностью за порученное дело, организованностью, мастеровитостью, умением обходиться с техникой.
К числу традиционалистов можно отнести в первую очередь жителей старожильческих немецких сел Северного Казахстана и большинство выходцев из Поволжья и других регионов европейской части Российской Федерации. В Казахстане они проживали как в сельской местности, так и в городских поселениях, особенно там, где имелась достаточная концентрация соплеменников для хотя бы минимального национального общения. В профессиональном аспекте заметную часть составляли лица c квалифицированными рабочими и инженерно-техническими специальностями. Они, как правило, высоко ценились коллегами по работе и особенно непосредственным начальством. Из их среды рекрутировались производственно-технические кадры и немногочисленные функционеры нижнего, реже среднего звена управления: бригадиры, мастера, председатели колхозов и директора совхозов, начальники цехов и ремонтных мастерских, ведущие специалисты небольших и средних предприятий, заведующие в школах, парторги первичных организаций, руководители районных организаций и т.д., а также депутаты Советов различных уровней вплоть до областного. В своем большинстве традиционалисты не добивались от властей восстановления национальной республики, да и к самой идее относилась неоднозначно: одни опасались «добровольно-принудительного» переселения в автономию, потери с таким трудом налаженного быта, своими руками построенного дома, хорошо оплачиваемого рабочего места и т.д. Другие, ввиду обостряющейся межэтнической конкуренции и предчувствуя грядущие межнациональные конфликты, а также под влиянием ностальгических воспоминаний о жизни в бывшей поволжской республике, склонялись к осторожной поддержке требований о национальной территории. К ним примыкали оставшиеся в живых бывшие функционеры из АССР НП или лица, получившие там образование, и мечтавшие о восстановлении «ленинских» норм и принципов национальной политики. Традиционалисты составляли основную массу национального движения «Возрождение» и выезд в Германию для большинства из них в период существования Советского Союза был неактуален. К тому же до 1990 года вызов на постоянное место жительства в ФРГ могли сделать только родственники первой ступени (родители, братья или сестры, дети). Но у подавляющего большинства поволжских немцев, как и у жителей старожильческих сел, таких родственников влоть до начала перестройки не имелось. После провала попыток восстановления республики на Волге и начавшегося экономического и социально-политического хаоса эта часть «советских» немцев вплоть до середины 90-х годов составляла подавляющее большинство в эмиграционном потоке.

В количественном отношении наиболее малочисленную группу – по нашим оценкам от 5 до 10% - составляли т.н. интегрированные немцы ( интегратисты). В ментальном, культурном, языковом, профессиональном отношении и родственными узами они были прочно инкорпорированы в советское общество и русскую культуру. Несмотря на фактически полный отрыв от национального языка и народной культуры, они осознавали себя немцами. Большинство из них дисперсно проживало в городах, реже в сельской местности и занималось преимущественно квалифицированным умственным трудом: учителя, библиотекари, врачи, инженеры, научные работники, преподаватели вузов, лица твоческих профессий и т.д. Политический конформизм зачастую уживался у них с интересом к прошлому и настоящему своего народа, с внутренним протестом против неравноправного политического и культурно-языкового положения немцев в СССР и, в частности, в Казахстане. Многим из них неоднократно указывалось на пределы их профессионального, служебного и административного роста, виной чему был «пятый пункт». Особое место занимала немногочисленная национальная интеллигенция: писатели, журналисты немецких газет, артисты Немецкого театра, преподаватели и учителя немецкого языка как родного. С каждым годом число владеющих родным языком непрерывно уменьшалась и в воссоздании автономного образования эта категория лиц интеллектуального труда видела единственный шанс остановить этот процесс, повысить функциональность и престижность немецкого языка, тем самым обеспечив свое профессиональное будущее. Это же относилось к немногочисленной гуманитарной интеллигенции - историкам и этнографам, социологам и германистам, а так же к доцентам и профессорам различных специальностей - которым национальный Университет и академический «Институт истории и культуры советских немцев» представлялись многообещающей альтернативой их фактическому прозябанию на периферии казахстанского образования или науки.
Интегратисты активно выступали за предоставление немцам административной территории в рамках Союза ССР, чтобы таким образом повысить политический статус этноса и стать «титульным» народом. При этом они бы получили возможность на равных конкурировать с остальными коренными советскими народами в образовательной и кадровой политике, в деле лоббирования «советско»немецких интересов в Центре через государственные институты. Они составляли, как правило, руководящий состав и актив национальных организаций и центров, возникших в конце восьмидесятых годов. Показателен здесь состав первой учередительной конференции «Всесоюзного общества советских немцев «Возрождение», состоявшейся в марте 1989 года: из 135 участников 53 являлись членами КПСС. Еще более разительным было социальное положение собравшихся: подавляющее большинство - 84 человека - составляли служащие, из них 12 (!) с научными степенями. Эти советские интеллигенты оценивали достаточно реалистично свою конкуррентноспособность и языковую компетентность на рынке труда ФРГ, поэтому призывы к восстановлению АССР НП нашли среди них наибольший отклик. Нередко многонациональный состав семьи, как собственной, так и детей/внуков дополнительно приводил к тому, что по крайней мере до распада СССР в 1991 году предпочтение отдавалось переселению в воссозданную Немецкую Автономную Республику в пределах России, а не туманным перспективам вживания в германское общество, которое в культурном отношении было им во многом чуждое.

Наконец, группа ассимилировавшихся немцев представляла собой полную противоположность оппозиционерам. Стремясь избежать для себя и своих детей последствий «каиновой» печати как лиц немецкой национальности, а также морально-психологического прессинга, эти люди осознанно дистанцировались от своих соплеменников. Во время выдачи удостоверений личности после снятия с учета в 1955 г. часть из них под тем или иным предлогом принимала, зачастую за взятки, чужое имя или заносили в паспорт иную национальность. Другие ориентировались на межнациональные браки, воспитывали детей в лоне русского языка и советской культуры, записывали их под фамилией и национальностью инноэтничного брачного партнера. Своей национальности или происхождением родителей, бабушек и дедушек они стыдились и это тщательно скрывали. С немецкими родственниками старались поддерживать минимальные контакты. К середине 1980-х годов в Казахстане не менее пятой части этноса можно было, пожалуй, отнести к «немцам» только по фамилии или паспорту; численность же представителей других национальностей с немецкими корнями не поддается количественной оценке. Ассимилянты отличались повышенным политическим конформизмом, активно стремились стать членами КПСС, ориентировались на заключение межнациональных браков и практически ничем не выделялись из среднестатистических русских/советских людей. Честолюбивым лицам из их среды «Система», как правило, не мешала в деле получения образования и продвижения по служебной лестнице. Примером может служить карьера профессионального чекиста, генерала Владимира Крючкова, председателя КГБ СССР в 1988-91 гг., у которого бабушка была поволжской немкой (сей генеалогический факт до момента распада СССР генерал, естественно, не афишировал). Немало видных советских ученых, музыкантов и других представителей творческой интеллигенции имели немецких предков, о которых они сами или их биографы, как правило, замалчивали или же пытались прикрыть ссылками на мифические скандинавские или прибалтийские корни. В основном из среды ассимилянтов первого поколения с еще «германскими» фамилиями осознанно выбирались т.н. образцовые немцы, которые становились членами ЦК Компартии Казахстана, депутатами Верховных Советов республики и СССР, Героями социалистического труда, назначались на немногочисленные для немцев выделенные престижные посты и должности. На их примере разоблачались «идеологические диверсии» Запада о якобы неравноправном положении немецкого национального меньшинства в Советском Союзе.

В радикально изменившихся общественно-политических условиях, возникших вследствии дискредитации коммунистических и социалистических идей, ликвидации СССР и образования новых суверенных государств, у этой группы наблюдается т.н. «этнический реннесанс». Немало бывших ассимилянтов проявляют повышенный интерес к генеалогическим изысканиям, восстанавливают контакты с прежде нежелательными родственниками, стремятся юридически оформить свое новое этническое самосознание. С середины 1990-х годов эта категория «немцев» начинает составлять заметную часть переселенцев на историческую родину.

Эмиграция в Германию и процесс вживания в новое общество

При всей важности юридического равноправия скорость реального «вживания» в германское общество зависит от многих факторов. При этом определяющее значение играет опыт социализации на прежней родине. До конца 80-х годов проблематика «поздних переселенцев» из СССР находилась на периферии интересов германского общества. Немаловажную роль при этом играло то обстоятельство, что большинство эмигрантов прибывало из группы т.н. оппозиционеров . Хорошее знание родного языка, моноэтничность, преобладание рабочих профессий, поддержка полностью интегрированных родственников, проживающих в данной стране с середины сороковых годов, религиозность (членами церковных общин состояло большинство взрослых и молодежи) в сочетании с сильной позитивной мотивацией и относительно небольшой численностью– от 5 до 20 тыс. переселенцев в год - позволило им успешно освоиться на исторической родине.

Гораздо сложнее сложилась ситуация у таких групп российских немцев как традиционалисты и интегратисты. В большинстве своем они приняли решение о переселении на родину предков вследствии разочарования ходом экономических и политических реформ, провозглашенных перестройкой. На их наивные надежды по поводу восстановления Немецкой автономной республики в Поволжье отрезвляюще подействовало массированное сопротивление государственно-партийной бюрократии и местного населения. Эта категория переселенцев из стран СНГ столкнулась со значительными трудностями как объективного, так и субъективного порядка. Объединение Германии потребовало наряду со значительными финансовыми затратами значительных усилий по интеграции многомиллионного населения вновь воссоединенных земель, выросших и воспитанных при авторитарном строе. Крах социалистического лагеря и открытие границ привело к массовому наплыву в Германию мигрантов со всех частей света. Только из Казахстана по линии немецких переселенцев ежегодно прибывало от 114 тыс. (1992 г.) до 122 тыс. (1994 г.) человек. Недостаточное, порой на уровне архаического диалекта, владение немецким языком, отсутствие спроса на рынка труда таких массовых профессий как, к примеру, механизаторы, доярки или агрономы, неполное признание институтских дипломов, резкое падение для многих социально-профессионального статуса, депрессивное состояние иноэтничных супругов, ситуация разделенных семей, непривычный для недавних сельких жителей урбанистический стиль жизни и масса других факторов привели к значительным психологическим, экономическим и социальным проблемам на новой родине. В наибольшей сложности оказалась переселенческая молодежь, не успевшая еще всерьез столкнуться с кланово-коррумпированной казахстанской действительностью и остро переживающая разрыв привычного круга общения. Однако в целом позитивная этническая ориентация и активная установка на трудовую деятельность, подкрепляемая отсутствием какой-либо реальной национальной или экономической перспективой в странах СНГ, позволяет надеяться на постепенную адаптацию этой категории переселенцев к новой стране проживания в течение жизни одного поколения.

Со второй половины 90-х годов в потоке переселенцев, направляющихся в Германию, последовательно возрастает удельный вес т.н. ассимилянтов. Эта категория людей приняла решение на эмиграцию в решающей степени из-за недовольства своим экономическим и социальным положением, наступившим после распада Советского Союза. Не имея цели вживания в глубоко чуждую им немецкую культуру, не обладая даже минимальными знаниями языка, не преодолев социалистических установок и взглядов, они, как правило, сильно разочарованы западногерманской действительностью и ностальгируют по прежней стране проживания и «золотым» застойным временам. Для них характерно реэмиграционное настроение, сдерживаемое только соображениями жилищного и материального порядка. Молодые люди из этой среды, не получив в своей семье реальных жизненных и национальных ориентиров, нередко ведут асоциальный образ жизни или становятся на криминальный путь. Видимо, потребуется смена нескольких поколений, чтобы потомки этой группы переселенцев стали полноценными членами немецкого общества.

Немцы Казахстана, России и др. стран СНГ приносят с собой в Германию реальный опыт социализации в многонациональном, мультикультурном и поликонфессиональном обществе. Учет этого жизненного опыта может помочь политикам, государственным институтам, религиозным организациям, многочисленным объединениям по поддержке беженцев более трезво подойти к вопросам межкультурного диалога и иммиграционной политики. В целом немецкое общество с его стремлением к патернализму и инфантилизмом правящей элиты может только выиграть от притока людей, закаленных в деле выживания в неблагоприятных исторических и социально-политических условиях и ориентированных в своем большинстве на всеохватывающую интеграцию и позитивную идентификацию со своей исторической родиной.



Спасибо: 0 
Профиль
spack
администратор


Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.05.06 23:15. Заголовок: Re:


Доброй ночи, Виктор.
Письмо Ваше и статью получил, буду готовить страницу для сайта. Ваша шутка с Фаустом Гете мне понравилась. Вообще-то, я имел ввиду, говоря об очередной трагедии российских немцев, не проблемы с адаптацией вживания в германское общество, а то, что самоё понятие "российские немцы" уходит в историю. Нельзя ещё сказать, что совсем исчезло, но ведь всё идет к тому. Это не может не тревожить нас.

Спасибо: 0 
Профиль
Генрих
постоянный участник


Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.05.06 23:39. Заголовок: Re:


Не по теме, но от темы "кто виноват" получается переход к теме "чем всё закончилось"

Уважаемый господин Кригер,
отличный анализ. Всё по полкам. Чётко. А затормозили с приёмом ауссидлеров
потому что много т.н. ассимилянтов. Вот их приучивают к немецскому порядку ещё в России
заставляя учить и сдавать нем. язык. Доказывать, что из ассимилянтов при усердии можно
достичь уровень интегратиста, а там может быть подняться и до традиционалиста.
Разрешаю себе такое написать, потому что пару раз отказался от судьбы ассимилянта и оставался
всегда суппер опозиционером.

Также согласен с последним абзацем:

 цитата:
В целом немецкое общество с его стремлением к патернализму и инфантилизмом правящей элиты может только выиграть от притока людей, закаленных в деле выживания в неблагоприятных исторических и социально-политических условиях и ориентированных в своем большинстве на всеохватывающую интеграцию и позитивную идентификацию со своей исторической родиной.





Спасибо: 0 
Профиль
O. Karl



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.05.06 23:06. Заголовок: Re:



 цитата:
Начало эмиграции поволжских немцев в Америку.



МНОГОУВАЖАЕМЫЙ господин Рудольф,
какие воспоминания Вы вызвали во мне своим посвяшением в анатомию выезда
российских немцев в СШСА !!!!! Много, много моих предков выехало тогда в СШСА ,
но мой дед почему то всё не решался. А когда в 1925г решился, было поздно.
Но потомкам наказал. Деда самого не видал-обычная история российского немца в 30-40 годах.
Историю услыщал от отца. Отец был ещё из поколения перепуганных. Сам случайно выжил
в это жуткое время. А я созрел от этих пару раз рассказанных отцом хронологий
ошибок. Остальное детали, сложные в 80 гг. Но получилось исправить ошибку деда.

Большое спасибо ВАМ за Ваши труды. Они помогают быть не перекати-поле,
а людьми с причинно-следственной судьбой.


Спасибо: 0 
Профиль
Генрих
постоянный участник


Пост N: 53
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.07.06 11:12. Заголовок: Re:


Рудольф пишет:

 цитата:
Но самую жесткую критику вызвали последние два раздела, где анализируются события последних десятилетий. И это понятно... А антирусская направленность этих трех книг пусть останется на совести критиков.



Наконец получил эти книги. Большое спасибо авторам за эти книги.

Правда не понял, как может быть описание истории РД "антирусской".
Может антисоветской, но не антирусской. Думаю критики этой книги ставят на один уровень
понятия "русский" и "советское". Считаю что эти критики ошибаются.

Даже описание выселения 41 года у авторов больше похоже на большую
гуманитарную акцию. Ну конечно как всегда и всё советское с небольшими
организационными недоработками. Ну там, в тех самых выселенчиских поездах
не было "отапливаемых детских вагонов". О числе жертв тоже не сказано.
Понимаю, для описания тех событий ещё сегодня в России необходимо пользоваться
эзоповским языком.

Ещё раз спасибо авторам за очень хорошую книгу.


Спасибо: 0 
Профиль
Генрих
постоянный участник


Пост N: 54
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.07.06 11:17. Заголовок: Re:




Спасибо: 0 
Профиль
RollW
постоянный участник


Пост N: 29
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.02.07 22:07. Заголовок: Re:


На мной взгляд по данной тематике,кроме военно-политической и стратегической составляющей( не оставлять же у себя в тылу немецкое население,которое еще не известно как себя поведет если не удастся остановить войска Фюрера) а этот вариант не исключался( не даром же промышленные предприятия эвакуировали именно за Урал и Сибирь) а не просто за Волгу.
И потому там будут нужны рабочие руки,а исполнительность и трудолюбие нашего народа было известно и ,конечно, было известно что из-за боязни физического унижения эти люди будут работать из последних сил.
А наши дома со всем скарбом и скотом очень даже пригодились беженцам из западных областей России и Ленинграда, вот только очень быстро эти люди превратили этот "Мой цветущий сад)- lдословное выражение И.Сталина- в полупустыню а пашни в залежные Земли.
Просто уничтожить не состовляло бы никакого труда,но этот деспот,который дал бы фору любому древнему тирану отлично всё просчитал.
Вот и вся разгадка

Спасибо: 0 
Профиль
Nic
постоянный участник


Пост N: 205
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.02.07 23:52. Заголовок: Re:


RollW
Ну, "разгадка", и...? Дальше-то что?

Спасибо: 0 
Профиль
Ralex
постоянный участник


Пост N: 32
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.02.07 01:54. Заголовок: Re:


RollW

Мне ка житься Вы абсолютно не правы. Все трагедия что Сталин его подручные просто выселяли народы без всяких мыслей. Ну и выселяли конечно в знакомые всем места для высылки-Сибирь, Степи Казахстана. И только в 1942 пришло в голову использовать всех как рабов.
Эвакуированные которых поселили в дома, относились ко всему как временному жилью и пытались только время до возвращения как можно легче провести. В чём их вина? Виноваты те кто выселил и обратно не пускал. Для меня ещё виноваты те кто кричал на нас фашисты и так же те кто молчал хотя думал по другому.

Спасибо: 0 
Профиль
O. Karl



Пост N: 29
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.03.07 10:30. Заголовок: Re:


Не давно прочитал, вокруг Берлина к 41 году была русская община до 300 000 душ.
(граждане россии, большинство переселилось в 20 годах)
Но в 41 никто и не подумал её запирать, выселять, голодом уничтожать...Так и оставались
они до конца войны.
Сейчас мне ответят, 600 000 волжских немцев уморил Сталин (или национал-большевики),
а не русские. Согласен. Но факт НЕ выселения впечатляет. (тоже не вписывается во всякие
советские мифы о войне).

Спасибо: 0 
Профиль
Georg
постоянный участник


Пост N: 67
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.04.07 23:57. Заголовок: Re:


Ralex ,
а нас и сейчас "фашистами" в России кличут...

Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 207 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Посещений WD-форума сегодня: 15
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет