С 1 января 2011 года этот форум больше не работает.

Не пишите сюда сообщения!!!

Перейти на новый форум



АвторСообщение
Генрих
постоянный участник


Пост N: 1356
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.02.10 23:23. Заголовок: Самоидентификация колонистов переселившихся из германских земель на Волгу


Происходили колонисты из разных мест Германии. Если взглянуть в книги Плеве,
то все назвали деревню из которой они родом, а некоторые может добавляли ещё графство.
Или только графство. Назвав себя из Пфальц было это самоидентификацией ?
Или понятие/чувство самоидентификация было у этих переселенцев не развито?

Но вот прожили первые переселенцы пару десятилетий, сменилось поколение
Теперь все колонисты уже родились на Волге. Как они себя самоидентифицировали?

Кем в первую очередь они себя считали. Наиважнейший критерий была колония, к примеру Диттель, Денгоф...
или более крупная административная единица? Или продолжали считать себя пфальцами, которых игра
случая забросила на Волгу? Что они считали Родиной - Россию? Или только колонию Диттель?
Или понятие Родины у них не было, а было понятие поданные русского царя?

Какой критерий самоидентификации был для них самый важный, наипервейший? А может если посмотреть
критически, эти волжские колонисты были просто космополитами с немецкими корнями,
но только не понимали этого ....?

Как изменялась самоидентификация колонистов во времени? Понятно что первое поколение и поколение
середины 19 века по разному себя само-идентифицировали.

70-е годы 20 века, Казахстан, СССР. Вспоминаю самоидентификацию своего отца. По важности шли его критерии
самоидентификации ещё в 70-х годах: мы немцы, мы лютеране, мы раскулаченные немцы с Волги,
мы диттельовские, ..... имя колонии на Волге.
Понятие советские граждане у него не было, ну понятно "мы" жили в ссср, приспосабливались, но это воспринималось
как "мы" не виноваты в этом, "они" нас выселили сюда и не выпускают. Если в разговорах доходило до стран, то
проскальзывала мечта (почти как у Остапа о Риодежанейро) - вот бы в Канаде где или Австралии жить, ну на крайний случай в Бразилии.
Замечу отец был довольно образованным человеком который в политике и истории хорошо разбирался.





Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Ответов - 131 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 All [только новые]


orlovskaja
постоянный участник


Пост N: 254
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.02.10 23:30. Заголовок: империи как правило ..


империи как правило тоталитарны и держатся на стыках и при первом удобном случаее разваливаются на "родины"

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Генрих
постоянный участник


Пост N: 1371
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.02.10 23:35. Заголовок: Nic, Кто-то сводит ..


Nic,


 цитата:
Кто-то сводит это к "я из Цюриха" или "я из колхоза (название колхоза), кто-то расширяет свои границы до "я из немцев Поволжья",
кто-то гордится, то он "родом из СССР". Поэтому свести всё это к единому знаменателю ну никак не удастся - всё зависит от собственного
ощущения.



Ты наверное прав. Всё индивидуально.
Но я добавлю и динамично, имею в виду не только исторические эпохи, но и коротко временные периоды.
Даже в ссср были периоды когда для многих Родина и Сталин были синонимы, потом почти синоним был
Родина и КПСС...., а до этого Мировая Революция. То есть Родина есть термин политически скомпрометированый.
А вот термин Отчизна в русском языке можно для наших дискуссий применять.

Nic,

С какого периода волжские колонисты считали Россию своей Отчизной или они
себя считали только поданными Царя?

Отчизна:
По наблюдениям В. В. Виноградова, слово «отечество» имело особенно «острый общественно-политический и притом
революционный смысл» в поколении декабристов и Пушкина, в то время как слово «родина» в эту эпоху ещё было нейтральным и означало просто «родные места», «город или деревня, где человек родился» и т. п.


Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Nic
постоянный участник


Пост N: 1476
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.02.10 23:44. Заголовок: Генрих пишет: С как..


Генрих пишет:

 цитата:
С какого периода волжские колонисты считали Россию своей Отчизной или они
себя считали только поданными Царя?

У меня нет ответа на этот вопрос - не знаю.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Генрих
постоянный участник


Пост N: 1372
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.02.10 23:46. Заголовок: orlovskaja , эти ст..


orlovskaja ,


 цитата:
эти стихи о ней же о родине
М.Ю.Лермонтов.

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.

Быть может, за стеной Кавказа
Укроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.
1841



Вы не правы, это стихи диссидента о режиме, в период которого ему пришлось жить.
Вот так можно ошибаться! Критикуемый Лермонтовым режим правящий в первой половине 19 века один
из самых толерантных и либеральных в многовековой российской истории и особенно в сравнении
с 20 веком. Сравнимый может быть только с периодом перестройки.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Наталия
постоянный участник


Пост N: 137
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.02.10 23:48. Заголовок: Тихая моя родина Ти..


Тихая моя родина

Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи...
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.

-Где тут погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу.-
Тихо ответили жители:
-Это на том берегу.

Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.

Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил...
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою,
Тот же зелёный простор.
Словно ворона весёлая,
Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная!..
Время придёт уезжать-
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,
С громом,готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.

Николай Рубцов


Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Генрих
постоянный участник


Пост N: 1373
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.02.10 23:53. Заголовок: Наталия, Прошу меня..


Наталия,


 цитата:
Прошу меня извинить за длинный и нудный текст.


спасибо за Ваш ответ. Не смог Вам ответить, мне пришлось сосредоточиться тут на ветке на
ответах моим старым оппонентам.


Спасибо: 0 
Профиль Ответить
orlovskaja
постоянный участник


Пост N: 255
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.02.10 00:11. Заголовок: Наталия На ваш вопр..


Наталия
На ваш вопрос о том был ли я там и когда
осмелюсь не "по теме" перефразируя написать

там эннхен славят фон тарау
форты несут былую славу
на месте замка клётц и сталь
грустя взирает кафедраль
там пропуская корабли
мосты поднявшись замерли
совсем недавно я там был
и пиво "Балтика" там пил


Спасибо: 0 
Профиль Ответить
orlovskaja
постоянный участник


Пост N: 256
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.02.10 00:16. Заголовок: Генрих влияние Натал..


Генрих влияние Натальи сильно сказывается
заговорили стихами, о стихах
да второе четверостишье несомненно "дессидента" о "режиме",
а вот первое о чём!?

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Наталия
постоянный участник


Пост N: 138
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.02.10 00:28. Заголовок: Есенинская Русь



Есенинская Русь,
В тебя я влюблена.
И думать не берусь,
Что, если б я одна.

Чо, если без тебя
По жизни мне пройти,
Пути исколеся,
Другую родину найти.

Другую мне не надо,
Святая моя Русь!
Любовь моя, моя награда,
Тебе я пригожусь.

Я буду познавать
Историю твою святую,
Чего не знала, узнавать.
Любить тебя такую.

Твои берёзовые сени,
Малиновый рассвет,
Дремучие леса, в них ели.
Чего только у тебя нет!

И степи твои ковыльные.
И вольный ветер их.
Дожди твои обильные
И яркой молнии штрих.

И радуг волшебство,
И колокольный звон.
И всё это нам отдано.
Ока и Волга, и Дон.

Байкал, Амур и Нева.
И список ещё так велик.
Навеки я обрела,
Со мною и дух твой, и лик.

Есенинская Русь.
Тебя люблю давно.
Я за тебя молюсь.
Другого не дано.

НаталияГусева(Шмидт)
19 октября 2008 года.


Спасибо: 0 
Профиль Ответить
михель
постоянный участник


Пост N: 607
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.02.10 11:14. Заголовок: Наталия, Интересная..


Наталия,

Интересная гипотеза, её можно в статусе рабочей гипотезы рассмотреть:

Вы предпологаете, что в сомоидентификации поволжских колонистов
очень большое значение занимали чувства аналогичные чувствам Есенина
к Руси?
Для дальнейшего рассмотрения гипотезы надо для начала определиться, Есенинская Русь
понятие строго виртуальное, абстрактное (такое обычно называют литературным образом)
не имеющее общего с реальной жизнью или Есенинская Русь находит свои корни
в каких то конкретных жизненных проявлений/явлений ? Тогда каких?



Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Наталия
постоянный участник


Пост N: 142
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.02.10 13:29. Заголовок: Михель, Я не случай..


Михель,

Я не случайно выставила это своё стихотворение, ведь перед этим я рассказала про свою не самоидентификацию в нашем крае, где я живу уже 40 лет. Я хотела им подчеркнуть , что моя самоидентификация произошла раньше в другом месте и другой не будет. Поэтому, в данном контексте Есенинская Русь - это образ. И вообще, у меня часто и в обычной беседе звучат образы, отчего иногда бывает непонимание. Люди привыкли все вещи называть своими именами.Но хотя это понятие и виртуальное, в нём всё равно на подсознательном уровне заложен какой-то смысл. И у каждого человека он свой. Этот смысл я бы назвала памятью сердца. Я буду периодически включать свои или полюбившиеся мне стихи, Вы не против?

Память сердца! Память сердца!
Без дороги бродишь ты,-
луч, блуждающий в тумане,
в океане темноты.

Разве можно знать заране,
что полюбится тебе,
память сердца, память сердца
в человеческой судьбе.

Может в городе - крылечко,
может, речка, может, снег,
может, малое словечко,
а в словечке человек!

Ты захватишь вместо счастья
тёплый дождь, долбящий жесть,
пропылённую ромашку
солнцу можешь предпочесть!

Память сердца! Память сердца!
Где предел тебе, скажи!
Перед эти озареньем
отступают рубежи.

Ты теплее, ты добрее
трезвой памяти ума...
Память сердца, память сердца,
ты - поэзия сама!

Это стихи Вероники Тушновой, они мне попались в Интернете и , я считаю, что они могут быть нашей договорённостью в вопросе, какие конкретные проявления есть корни понятия Есенинская Русь.У каждого своё. Конечно же это не страна, не государство и не держава, однозначно. Это что-то неуловимое, личное и сокровенное. Родителей и Родину мы не выбираем, они даются нам свыше, вот поэтому ,я считаю, что как Есенин любил свою Русь, любую, всякую, так же и немцы Поволжья любили свою родину. Какую? Что было их родиной? Я хочу вернуться к началу нашей дискуссии, которая вызвала у Вас протест с вытекающими последствиями. Так вот, первые переселенцы из Германии
покинули свою страну, ну что ж такое было, бывает и будет ещё бывать. Пусть тогда ещё не было как таковой Германии, а были отдельные княжества, были междоусобицы, как говорил RollW, но у людей было какое-то место проживания, был их дом - это и была их родина.И они её увезли с собой в своей памяти. Приехав в Поволжье, они сделали всё по образу и подобию, т.е. перенесли вместе с их образом жизни, обычаями, традициями, языком , культурой.Они что не рассказывали своим родившимся детям о той, покинутой? Никогда не поверю.Рассказывали и пели те же колыбельные, которые слышали в своём детстве. Продолжение следует.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Наталия
постоянный участник


Пост N: 143
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.02.10 14:14. Заголовок: ПРОДОЛЖЕНИЕ



Кстати, и в России были удельные княжества и междоусобицы, и изгнания , и кровь, и войны, но всё равно люди жили, созидали, любили и уезжали(после революции 1917 года половина Парижа были русские эмигранты) , был Сергий Радонежский, были Пётр и Феврония(это раньше). Наши русские эмигранты перестали любить Россию, которая их отвергла? Нет! Они её забыли? Нет! Они не учили детей русскому языку? Не забыли и учили. Так и Поволжские немцы. Помнили, любили и учили и передавали своим детям через обычаи , через культуру эту память, через гены, если хотите, через дух, т.е.через что-то неуловимое. Я считаю, что и наше увлечение родословной, приход на форум - это тоже действие этой самой памяти сердца, генной памяти, какого-то неуловимого духа, идущего к нам от наших предков. Скажите - ну это уже мистика какая-то. Не верите в неё, но это не значит, что её нет. А то, что поволжские немцы, общаясь друг с другом, об этом не говорили, это ещё не значит, что они об этом не думали. Они и нам, близким не всё говорили, потому что время было такое, что много говорить было нельзя, они нас просто берегли. А мы вот теперь, проснувшись, как ото сна ищем эти концы, опущенные в воду. И конечно же найдём. Что не договорила, переспросите ещё.

Родителей, говорят, не выбираем мы.
Они дарованы нам свыше.
Это понять необходимо, услыша
сердце своё, приняв их за дар судьбы.

Хотя на Земле их нет давно.
И память как и всё в забвении.
Невольное их прикосновение
касается судьбы нашей всё равно.

Их вклад в развитие
наше неоспорим, велик.
энэргиями их рода он проник,
влияет на каждое событие.

А жизнь идёт вперёд,
циклически повторяясь.
И родовое дерево,
корнями укрепляясь,
своею кроною согрев,
в полёт зовёт

(это моё)

Ну и тогда,
Когда во всей планете
Пройдёт вражда племён,
Исчезнет ложь и грусть,-
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким "Русь."

С. Есенин.

А разве мы, занимаясь родословной, находясь на этом форуме, общаясь и ведя эти дискуссии, не восхваляем наших ппредков-немцев Поволжья и их родину???

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
orlovskaja
постоянный участник


Пост N: 257
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.02.10 16:08. Заголовок: Есенинская русь? Есе..


Есенинская русь? Есенин?
тот что радуясь расколу в стране
готов бежать задрав штаны за комсомолом?

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
RollW
постоянный участник


Пост N: 457
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.02.10 16:17. Заголовок: Наталия пишет: н..


Наталия пишет:

 цитата:
но у людей было какое-то место проживания, был их дом - это и была их родина.И они её увезли с собой в своей памяти. Приехав в Поволжье, они сделали всё по образу и подобию, т.е. перенесли вместе с их образом жизни, обычаями, традициями, языком , культурой.Они что не рассказывали своим родившимся детям о той, покинутой? Никогда не поверю.Рассказывали и пели те же колыбельные, которые слышали в своём детстве. Продолжение следует.



Вот тут я полностью согласен. И этому иногда бывают неожиданные подтверждения. В наш регион приезжали с Красного Креста из Нидерзаксен, был у них мой телефон как носителя языка. По окончании их работы перед отьездом они постоянно собирались у меня, разумеется кроме застолья были и разговоры о происхождении, культурных традициях. Были и песни, те старые наши песни с Поволжья, которые я узнал от родителей и бабушки при их жизни. Так вот один из этих немцев тут же подпевал мне. Разумеется он коренной немец, никогда ни он ни его предки не жили в России, да и о поволжских немцах узнал практически от меня. Но на мой удивленный вопрос, откуда он знает эти песни,прозвучал ответ - ИЗ ПЕСЕННИКА, ОНИ ВСЕ ЕССТЬ В НАШИХ ПЕСЕННИКАХ.
Вот ответ и подтверждении, как и пишет НАТАЛИЯ. Первые переселенцы привезли с собой кусочек той далекой земли в её языке, обычаях, культурных традициях, песнях, и если это дошло до меня значит это передавалось из поколения в поколение. Более важно другое, было ли у кого желание это принять? Невозможно принять и хранить то ,что тебе не близко, что тебя не трогает, не принимается сердцем. Но кто и когда отменял уважение к предкам, и разве уже не существует в этом нашем жестоком мире такое понятие как " земля предков ", " зов крови", " земля моих предков" Тут уже приводились примеры из Есенина , Пушкина. Я не могу призывать человека родившегося в Казахстане или Туркменистане чувствовать тоже, что и я , который родился в Зеельман, там же где и родились все мои предки, но ведь Пушкина и Гёте наверняка все учили в школе.
" НЕУВАЖЕНИЕ К ПРЕДКАМ ЕСТЬ ПЕРВЫЙ ПРИЗНАК ДИКОСТИ И БЕЗНРАВСТВЕННОСТИ" - А.С. ПУШКИН
" БЕССМЕРТИЕ - ЭТО СПОСОБНОСТЬ ПРОШЛОГО ПЛОДОТВОРНО ДЕЙСТВОВАТЬ В НАСТОЯЩЕМ" - ГЁТЕ.
Согласитесь, как коротко и как широко, обьёмо и ясно, но иногда и в целом томе просто пустое!

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
михель
постоянный участник


Пост N: 608
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.02.10 16:24. Заголовок: Наталия, Конечно ди..


Наталия,

Конечно дискуссия на такую тему как самоидентификация может быть понята только на уровне чувст,
эмоций. Вы правильно пишите, самоидентификация закладывается в сознание человека в его раннем возрасте,
родителями, а родители со своим ребёнком общаются не через разум, а через чувства.

Спасибо Вам за стихи и такое эмоциональную сторону дискуссию. Без Вас
всё это было бы как всегда когда вмешиваются провокаторы генрих или orlovskaja : сухо, коротко и вместо
тёплых чувств скрытая ругань. Правда и сами темы наверное предрасполагают к такой скандальной форме,
но это их не оправдывает.

Но я всё таки вернусь к высказанной Вами гипотезе, которую мы условно назвали "Есенинская Русь".
Конечная цель рассмотрения этой гипотезы это найти возможные соприкосновения есененского образа
и самоидентификации волжских немцев. Предлагаю для начала рассмотреть одно стихотворение Есенина
и попробовать определить из контекста, что хотел выразить Есенин:
- свои чувства к госпожи Райх?
- под видом послания к женщине Есенин высказывает свои чувства к Руси
- Есенин ассоциирует себя с чем то/кем то...

Полагаюсь на Вашу интуицию женщины и поэтессы. Да, чтобы Вам избавить от излишних поисков, вот это послание к Зине Райх:



ПИСЬМО К ЖЕНЩИНЕ

Вы помните,
Вы всё, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое
В лицо бросали мне.
Вы говорили:
Нам пора расстаться,
Что вас измучила
Моя шальная жизнь,
Что вам пора за дело приниматься,
А мой удел -
Катиться дальше, вниз.
Любимая!
Меня вы не любили.
Не знали вы, что в сонмище людском
Я был как лошадь, загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым ездоком.
Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму -
Куда несет нас рок событий.
Лицом к лицу
Лица не увидать.

Большое видится на расстоянье.
Когда кипит морская гладь -
Корабль в плачевном состояньи.
Земля - корабль!
Но кто-то вдруг
За новой жизнью, новой славой
В прямую гущу бурь и вьюг
Ее направил величаво.

Ну кто ж из нас на палубе большой
Не падал, не блевал и не ругался?
Их мало, с опытной душой,
Кто крепким в качке оставался.

Тогда и я,
Под дикий шум,
Но зрело знающий работу,
Спустился в корабельный трюм,
Чтоб не смотреть людскую рвоту.

Тот трюм был -
Русским кабаком.
И я склонился над стаканом,
Чтоб, не страдая ни о ком,
Себя сгубить
В угаре пьяном.

Любимая!
Я мучил вас,
У вас была тоска
В глазах усталых:
Что я пред вами напоказ
Себя растрачивал в скандалах.
Но вы не знали,
Что в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь,
Что не пойму,
Куда несет нас рок событий...

Теперь года прошли.
Я в возрасте ином.
И чувствую и мыслю по-иному.
И говорю за праздничным вином:
Хвала и слава рулевому!
Сегодня я
В ударе нежных чувств.
Я вспомнил вашу грустную усталость.
И вот теперь
Я сообщить вам мчусь,
Каков я был,
И что со мною сталось!

Любимая!
Сказать приятно мне:
Я избежал паденья с кручи.
Теперь в Советской стороне
Я самый яростный попутчик.
Я стал не тем,
Кем был тогда.
Не мучил бы я вас,
Как это было раньше.
За знамя вольности
И светлого труда
Готов идти хоть до Ла-Манша.
Простите мне...
Я знаю: вы не та -
Живете вы
С серьезным, умным мужем;
Что не нужна вам наша маета,
И сам я вам
Ни капельки не нужен.
Живите так,
Как вас ведет звезда,
Под кущей обновленной сени.
С приветствием,
Вас помнящий всегда
Знакомый ваш

Сергей Есенин.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Nic
постоянный участник


Пост N: 1477
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.02.10 17:15. Заголовок: михель пишет: Вы пр..


михель пишет:

 цитата:
Вы предпологаете, что в сомоидентификации поволжских колонистов
очень большое значение занимали чувства аналогичные чувствам Есенина
к Руси?

Очень похоже. По крайней мере, когда дедушка рассказывал о "своей колонке", чувства его переполняли. О похожем я читал в воспоминаниях своего четвероюродного деда.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Наталия
постоянный участник


Пост N: 144
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.02.10 17:50. Заголовок: Михель , мне очень..



Михель ,

мне очень жаль, что Вам такое объёмное стихотворение пришлось полностью воспроизвести.
Я ещё будучи студенткой 19-и лет приобрела себе 5-и томник Есенина в букинистическом магазине, по нему изучали его творчество мои две дочери и два внука. Интересный оборот приобретает наша дискуссия про самоидентификацию!? А что ждёт нас впереди - придётся,видно, бедной женщине на кухне повесить замок и закрыть все остальные жизнеобеспечивающие объекты дома и повесить табличку:"Все ушли на фронт." Ну, ладно. С удовольствием ещё раз прочитала это очень известное стихотворение. Я не филолог, а поэтесса начинающая, поэтому не очень строго судите моё виденье смысла этого поэтического творения.Конечно, мне бы как женщине хотелось здесь видеть только лирику, сожаление и разочарование любящего мужчины. Но ведь это не так. Мне думается, что Есенин выбрал просто такую форму - через чувства и неудовлетворённость сказать больше, сказать совсем другое.Тут звучит и тема Родины( а особенно её самой значимой составляющей-Рязанщинны) , и тема его мятущейся души( принять или не приняь изменения в стране, т.е. революцию),и желание его идти в ногу со временем,
но категорическое несогласие с тем, как это всё делается, и поиск смысла жизни, и отвращение к самому себе за то ,что пытался спрятаться от жизни" в угаре пьяном."Проще говоря, это крик души, неудовлетворённой происходящим на фоне(чисто внешнем) личной драмы. Но в конце мы видим, что он всё-таки революцию принял исключительно как крестьянский сын. Но форма самовыражения его чувств, конечно, подобрана блестяще.Но это, естественно, моё личное мнение.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
михель
постоянный участник


Пост N: 609
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.02.10 00:17. Заголовок: Nic , Вы уверенны ч..


Nic ,

Вы уверенны что у рационального, сухого немца могли быть чувства необузданности как у Есенина?
http://www.youtube.com/watch?v=pbvHKNlUry8&feature=related

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
михель
постоянный участник


Пост N: 610
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.02.10 00:34. Заголовок: Наталия , моё видень..


Наталия ,

 цитата:
моё виденье смысла этого поэтического творения


Спасибо, Ваше виденье во многом совпадает с моим, но только я в силу малой образованности и косности
не могу всё так ясно как Вы выразить. А какое виденье в сочетание с темой ветки можно найти у
этого Есенинского шедевра, очень лирично:


Сергей Есенин


Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветром в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком...
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком.

трогательно,
http://www.youtube.com/watch?v=kuUB8c2ExZk&feature=related

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
AndI
постоянный участник


Пост N: 940
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.02.10 03:49. Заголовок: михель пишет: Конеч..


михель пишет:

 цитата:
Конечная цель рассмотрения этой гипотезы это найти возможные соприкосновения есененского образа
и самоидентификации волжских немцев.


михель пишет:

 цитата:
Вы уверенны что у рационального, сухого немца могли быть чувства необузданности как у Есенина?




Поэтический оборот дискуссии заставил меня вспомнит маленькое ессе нашего писателя Georg Samuel Löbsack написанного в те же годы что и стихи Есенина.

Содержание его очень точно дает ответы на поставленные вопросы и на заявленную тему. Поэтому позволю себе привести некоторые отрывки не комментируя.

Gedanken über das Gefühlsleben der Russlandeutschen.

Von Georg Samuel Löbsack.

Überreich ist das Russlanddeutschtum an Leistungen körperlicher Kraft. Ihnen steht das geistige Leben nah. Nur spärlich sind die Äußerungen der Seele. Wir haben heldenhafte Kämpfe mit wilden Volkstämmen und Naturgewalten. Auch vorzügliche Pädagogen, Wirtschaftler, Geistliche haben wir. Aber es fehlt uns die Poesie des Lebens, des Alltags, der Feste. Es fehlt und die Lyrik. Es fehlt uns die Literatur.

… Wir haben doch eine eindrucksvolle, wenn auch kurze Geschichte, wir haben doch ein tiefreligiöses Volk. Wir sind doch Kinder der Steppe, nicht nur der dürren, von Glutwinden versenkten, auch der farbensatten, stimmungsvollen. Wir sind doch Wolgaer, wir verstehen die reiche Poesie der Matuschka. Wir musizieren, wir singen; a l l e singen wir.
Dies scheint mir der Schwerpunkt zu sein: Uns fehlt der geregelte A u s d r u c k . Ich habe selten ein tollwütenden im Zorn flammenspeienden Bauer gesehen. Wenn unser Ackersmann auffährt, so als Strohfeuer, nicht aus Erdgrundboden vernichtend. Wenn er zornig ist, so in sich gekehrt, nagend, fressend, knurrig. Aber nicht radauisch, nicht klappend, und lärmend. Wenn wir froh sind, so vielleicht auch nach Strohfeuerart, aber nicht innig jubelnd, innig jauchzend, wenigstens nicht zugleich tiefgehend. Daher auch soviel Gekünsteltes unter uns. Unsere wahre Freude kennzeichnet ein Händedruck, kräftig, manneshart und – Schweigen.
Wir überschwelgen nicht, wir schwelgen überhaupt nicht. Unser Starrsinn hat uns den Ausdruck genommen, oder besser gesagt, vorenthalten. Starrsinn als Dickköpfigkeit, als Hartköpfigkeit gedacht, aber auch als Zähigkeit, Ausdauer, Trotz und Trutz, - wie man räuberischen Kirgisen begegnet, Korn für Hungersjahre aufspeihert, 158 Jahre lang Steppenland und Klima beobachtet, seine Launen kennen lernt, wie man nationaler Verschmähung Stand hält, Hungersjahre überlebt, wie man sich vor den Pflug spannt. Aushalten, „nor net lopper g´gewe!“ – ja dies ist ein A u s d r u c k ; nein nur ein Schlagwort

…… das Russentum , das Mushikentum: ein Mushik ist ein romantischer Philosoph, ein sentimentaler Sklave, ein grauköpfiger Weiser. Ein Kolonist ist ein Mensch mit Falten des Schmerzens und der Energie des Insichhineinfressens, um Mundwinkel und Augen. S e i n e Seele lebt in ihm unter einer harten Kruste, die Seele des Mushiks lebt a u ß e r ihm, sie spricht aus allem. Unsere Volk ist eine harte Nuss. Der Kern muss noch bloßgelegt werden…

… Ich wollte einmal einen reichsdeutschen Dichter, einen „Entdecker von Moor und Heide“ an die Wolga verpflanzen. Zu uns in die Dörfer. Aber es war ein fremder Baumstamm., auch Ableger von ihm hätten nichts genützt, weil Bäume z u r Z i e r bei uns nicht geliebt werden. Sie müssen N u t z e n bringen, wie bei uns überhaupt alles nur nützlich und praktisch sein soll. Deshalb auch sind wir so hart, so verschlossen. Ich glaube, unsere Väter unsere Altkolonisten, haben sich der Poesie der Steppe verschlossen….

…Heute denke ich: Hessenland müsste an den Wolgastrand. Ich suche , lese – aber finde das Richtige nicht. Hessenland ist seine eigenen Wege gegangen, aber auch wir. Es ist mir wieder einmal so: Man steht mitten in der Steppe, allein, rundherum Blüte – aber: ich weiß es nicht zu sagen – man steht allein und sucht, wendet den Kopf und – sagt, sind Euch mitten in der Steppe schon tränen der Einsamkeit über die Wangen gefallen, Tränen nur deshalb, weil Ihr allein waret?
Ich meine damit nicht, dass ich allein bin, wir a l l e sind allein, das Wolgadeutschtum ist allein. Es schnürt ihm das Gefühl die Kehle zu, vieles möchten wir sagen, nicht so, wie man nur spricht, so - steppenwild, so zottig, und asiatisch, sondern wie unser Gefühl es möchte: liebevoll, schön, farbenfroh, kristallklar und wahr.

… Unsere wolgadeutsche Seele ist von einer Kruste überdeckt , unsere Gefühle brechen hervor – wie Pugatschows Horden- ungeregelt, zerrissen und – ich muss immer wieder an das Strohfeuer denken.--- Vielleicht fehlt unseren Gefühlen die Kultur, die Zivilisation überhaupt. Die Steppe hat sie uns genommen….

"Wolgadeutsche Monatshefte", Juni 1923

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Ответов - 131 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Посещений WD-форума сегодня: 144
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет