С 1 января 2011 года этот форум больше не работает.

Не пишите сюда сообщения!!!

Перейти на новый форум



АвторСообщение
Генрих
постоянный участник


Пост N: 1356
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.02.10 23:23. Заголовок: Самоидентификация колонистов переселившихся из германских земель на Волгу


Происходили колонисты из разных мест Германии. Если взглянуть в книги Плеве,
то все назвали деревню из которой они родом, а некоторые может добавляли ещё графство.
Или только графство. Назвав себя из Пфальц было это самоидентификацией ?
Или понятие/чувство самоидентификация было у этих переселенцев не развито?

Но вот прожили первые переселенцы пару десятилетий, сменилось поколение
Теперь все колонисты уже родились на Волге. Как они себя самоидентифицировали?

Кем в первую очередь они себя считали. Наиважнейший критерий была колония, к примеру Диттель, Денгоф...
или более крупная административная единица? Или продолжали считать себя пфальцами, которых игра
случая забросила на Волгу? Что они считали Родиной - Россию? Или только колонию Диттель?
Или понятие Родины у них не было, а было понятие поданные русского царя?

Какой критерий самоидентификации был для них самый важный, наипервейший? А может если посмотреть
критически, эти волжские колонисты были просто космополитами с немецкими корнями,
но только не понимали этого ....?

Как изменялась самоидентификация колонистов во времени? Понятно что первое поколение и поколение
середины 19 века по разному себя само-идентифицировали.

70-е годы 20 века, Казахстан, СССР. Вспоминаю самоидентификацию своего отца. По важности шли его критерии
самоидентификации ещё в 70-х годах: мы немцы, мы лютеране, мы раскулаченные немцы с Волги,
мы диттельовские, ..... имя колонии на Волге.
Понятие советские граждане у него не было, ну понятно "мы" жили в ссср, приспосабливались, но это воспринималось
как "мы" не виноваты в этом, "они" нас выселили сюда и не выпускают. Если в разговорах доходило до стран, то
проскальзывала мечта (почти как у Остапа о Риодежанейро) - вот бы в Канаде где или Австралии жить, ну на крайний случай в Бразилии.
Замечу отец был довольно образованным человеком который в политике и истории хорошо разбирался.





Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Ответов - 131 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 All [только новые]


AndI
постоянный участник


Пост N: 941
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.02.10 14:51. Заголовок: Наталия пишет: Я ув..


Наталия пишет:

 цитата:
Я уверена, что очень многие из наших предков-немцев Поволжья подписались бы под этими строчками,



Я охотно подписался бы под очень многими вещами Кобо Абе, Гарсиа Маркеса, Лайоша Мештерхази – значит ли это что они наилучшим образом отразили внутренний мир поволжского немца - или я японо-колумбийский венгр????????

Какой то странный ход дискуссии

Тема обозначена как самоидентификация поволжских немцев. Некоторыми участниками было предложено рассмотреть эту проблему с точки зрения поэтических образов нашего народа, как отражения внутреннего мира колониста – его ощущений, чувств, настроений. В том числе и к понятию родины, родного очага. Ход совершенно замечательный свежий и оригинальный! Далее стихи Есенина. Тоже легитимно если мы хотим проверить насколько внутренний мир намца-колониста схож внутреннему миру русского крестьянина в лице его лучшего певца.

Но где ответ ? Пока только цитирование замечательных стихов! И невольное отождествление колониста и русского крестьянина в его внутреннем мире, а это неправомерно.
При безусловно имеющихся общих черт между ними – общность государственного устройства, управления, климатических условий, географии и пр. а также общечеловеческих ценностей , существуют и существенные различия – которые и принято называть национальным характером выражающейся у каждого в форме национального самосознания, и самоидентификации.

И именно это то и является предметом данной ветки – чем и как выделяли себя наши предки от откружающих их этносов. В том числе и средствами поэтических образов, если хотите.

Лебзак пишет о различной душевной организации немца колониста и мужика крестьянина. Колонист- интроверт, скромный в выражении своих чувст, вся внутренняя душевная работа которого направленя внутр себя и мужик -экстроверт эмоциональный мир которого «вне» его («душа нараспашку» – говорят сами русские)

Есенин потому и велик и любим что смог отразить эту духовную организацию своего народа.

Для отражения духовного мира колониста должен быть мастер подобный Достоевскому – мастера внутренних тайн души сокрытых под «скорлупой».

Поэтические образы российского поэта (и народа) в его окружении – березка, клен, ясень, липа, лес околица .... Т. е. то во что непосредственно упирается его глаз.

Глаз колониста упирается в беспредельный горизонт бесконечной степи исчезающий в дымке. Ни холмика, ни деревца – нет даже эха, отвечающего тебе – только ты и стихия. Ни соседа, который бы тебя понимал, ни память о прошлой родине, как мираж в пустыне лишь подогревающей фантазию и манящей, но столь же чуждой и бессполезной в центре этой бескрайности. Ты единственнен, но ты и бесконечно одинок, и это чувство удавкой подступает к горлу и делает безмолвными уста твои....





Спасибо: 0 
Профиль Ответить
AndI
постоянный участник


Пост N: 942
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.02.10 15:11. Заголовок: orlovskaja :sm36:..


orlovskaja



Ich könnte mir mein Beitrag sparen, aber zu spät gemerkt!!!!

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Наталия
постоянный участник


Пост N: 157
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.02.10 15:17. Заголовок: orlovskaja, спасибо..


orlovskaja,

спасибо за поэтический текст, теперь незнайкам понятно, о чём размышлял Самуил Лёбзак.
Да и стихотворное изложение очень достойное. Опустили нас с небес на землю, это полезно, тем более, что с этим и не поспоришь. Горьких
лет в жизни наших предков было более чем достаточно. А о них нам, как никому, нужно помнить. Но и про светлые страницы их жизни забывать не стоит. А то, что в диалоге присутсвуют разные точки зрения, это нормально. И жизнь ведь состоит из разных полос.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Наталия
постоянный участник


Пост N: 158
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.02.10 16:09. Заголовок: Andi? Ваши размышле..


Andi,

Ваши размышления удивительно интересны. Но ведь мы все в поиске.Нас отделяет от того времени несколько веков и не вина наша в том,
что мы много ещё не знаем о наших корнях, не способны ещё понять, какими они были. Разве мы располагаем большим набором источников, по которым можно понять историю наших предков. Я лично даже ещё не прикоснулась рукой к ней, а только осторожно подошла.
Мои рассуждения строятся только на наблюдениях, на воспоминаниях о близком мне человеке, моём деде, на ощущениях и моём воображении.В процессе дискуссии, наверное, родится , если не истина, то хотя бы что-то близкое к ней. Очень важно, с моей точки зрения, что эта тема обозначена, она по крайней мере заставляет нас задуматься, кто были они, а может быть даже и кто мы. Тема вызвала большой интерес у форумчан и чем больше к ней людей присоединится, особенно тех, кто располагает какими-то документами, сведениями, литературными источниками, тем легче нам будет в этой теме разобраться. А разве Вы и автор этой темы предполагали, что ответ лежит на поверхности?

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Наталия
постоянный участник


Пост N: 159
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.02.10 20:17. Заголовок: Andi, А Вы тоже р..


Andi,

А Вы тоже романтик и тоже часто свои мысли заменяете романтическими образами, только грустныим.Когда они исходят от Вас, Вы безусловно уверены, что они поняты. Да, я их понимаю. Я имею в виду последний абзац Выставленного Вами сообщения.Но вот Вы меня не всегда понимаете.Думаете, что я просто красивый, понравившийся стишок выставила. А это ведь не так.Если идёт стих без комментариев, значит этим поэтическим образом я передаю свою мысль т.к. лучше не скажешь. Я родом из Бузулука-города на реке Самаре, там чудесная природа - река, холмы, сосновый бор, но я брежу степью. Она мне постоянно снится. У меня полно стихов о ней, о степи. Почему, как думаете? А это - родовая память, память сердца и ничто другое. Я ведь тоже потомок поволжского немца.Так что я сейчас буду о степи писать.Не обессудьте.

Степная ширь
И бархатный ветер.
Ласкает ковыль.
Нет лучше на свете
Тебя, степь моя,
Тебя, мой простор.
И гнедого коня.
У костра разговора.
О жизни, о вечном,
О том, что любо дорого.
О ветре встречном,
Путнику вороге.
О ветре попутном,
О доме родном,
О времени смутном.
О том да о сём.
Степная ширь,
Полынный настой -
Земли моей сила,
Земли моей соль.

Это моё 13.04.2008 г.

Здесь только образы.
Так что чтение между строк.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
orlovskaja
постоянный участник


Пост N: 262
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.03.10 10:19. Заголовок: О начале самоидентиф..


О начале самоидентификации Wolgadeutsche
стихотворной форме (как и неожиданно принявшей оборот изложение на ветке)
рассказывает один из первых первых колонистов
Bernhardt von Platen

Was ist das vor ein Schmerz
Daß ich muß Deutschland meiden
Und nun als Kolonist
Viel Plag und Kummer leiden
Betrübniß viel Verdruß
Zu Wasser und zu Land
Drum bin ich ärgerlich
In diesem neuen Stand.

Stadt Lübeck war der Ort
Wo man thät angaschiren
Da konnte wer da wollt
Jung, alt und groß und klein
Zu diesem Gast-Gebot
Bald eingeladen seyn.
Drum thät ich alle Tag
Mir mit Gedanken quälen

Mundirung Geld und Gut
Thät mir nun gänzlich fehlen
Kurz meine ganze Sach
War herzlich schlecht bestellt
Ich kann es ohne Klag
Vor Leute so verhehlen
Ich mußte Barfuß gehen
Kein Schnapps war nicht zu wählen.

Drauf resolvirt ich mich
Auch mit dahin zu gehen
Ob ich mein Glück nicht könnt
In Rußland blühen sehen
Ging also eilings hin
Zum Werbungs-Kamisanden
Sagt daß ich ein Offizier
Auch gut von Adel war.

Bat mir zu Gnaden aus
Der Kaiserin zu dienen
Deßfalls war ich allda
Nach Rußland jetzt erschienen
Um diese Reis zu thun
Mit in das neue Land
Ich kam auch also gleich
In den Kolonistenstand.

Acht Schilling alle Tage
Bekam ich zu verzehren
Könnt gehen wo ich wollt
Hat mich an nichts zu kehren
So lebt ich 14 Tag
Ganz ruhig im Quartier
Allein da gings zu Schiff
Ein sehr betrübt Plamir.

Da ward ein jeder Mann
Mit Brofiant versehen
Und so nach Petersburg
Ins Schiff hinein zu gehen
Allein condrerer Wind
Macht uns die Reise schwer
Das Brofiant ging auf
Die Taschen wurden leer.

Sechs Wochen mußten wir
Die Wasserfahrt ausstehen
Angst, Elend, Hungersnoth
Täglich vor Augen sehen
Also daß wir zuletzt
Salz-Wasser, schimmlich Brod
Zur Lebens unterhalt
Erhielten kaum zur Noth.

Bis diese Glücksstund kam
Oranienbaum zu sehen
Da thät ein jeder nun
Mit Freud vom Schiffe gehen
Quartierten 14 Tag
Uns in die Häuser ein
Von da nach Petersburg
Ja all zum Schiff hinein.

Bei dieser Hauptstadt nun
Thäten wir drei Wochen bleiben
Und auf dem Wasser uns
Im Schiff die Zeit vertreiben.
Darzu bekamen wir
Zehn Kreuzer in die Hand
Weil uns 3 Groschen Tags
An Abzug war bekannt.

Dies kam mir spanisch vor
Weils teier war zu leben
Mein Geldsack war betrübt
Und keiner wollt was geben
Da dacht ich bei mir selbst
Dies ist ein schlechter Spaß
Das Geldchen ist verzehrt
Und hast noch keinen Fraß.

Wo dieses lange währt
Wie wird es mir noch gehen
Viel Kranke thät ich auch
Auf allen Seiten sehen
Doch hielt ich Köndin aus
Und bat auch inniglich
Um nur gesund zu seyn
Das andre findet sich.

Drum Leser finde dich
So wie ich mich thät finden
Vielleicht haben wirs verdient
So beyd' mit unsern Sünden
Hab Hoffnung und Geduld
Und sey mit dich vergnügt
Wirf alle Sorgen weg
Die dir am Herzen liegt.

Drum werden wir gesund
Nach Saratow hinkommen
Die weil wir schon den Weg
Nach Schlüsselburg genommen
Ach Himmel hilf uns bald
Von dieser Wasser-Qual
Wir fuhren auch gar bald
Gar hoch und tiefe Thal.

Allein noch wenig Trost
Wir mußten weiter reisen
Bis daß wir bei der Stadt
Pasirten durch die Schleußen
Da kamen wir endlich hin
Zur Stadt hieß Nowgorod
Hier spielte abermal
Mein Geldsack ein Pankrot.

Nun hört ich 30 Werst
Wird man zu Schiff noch gehen
Dann wird man uns zu Land
Bald auf die Wagen sehen
Da wir denn alle Nacht
Stets kommen ins Quartier
Nun dacht ich bei mir selbst
Dies Reisen freuet mir.

Allein Potssappermend
Ich hab es wahr genommen
Ich bin bei Tage nicht
Zu einen Sitz gekommen
Da hieß es laufe nur
Und geh beim Wagen her
Dies wahren harte Wort
Und fiel mir herzlich schwer.

Und wann den ganzen Tag
Wir denn recht müd gegangen
Und hatten zum Quartier
Ein sehnliches Verlangen
Die weil mein matter Leib
Vor Kalt und Hungersnoth
Ich gerne ruhen wollt
Und sättigen mit Brod.

Wir mußten 14 Tag
Beim Wagen patrolliren
Und Weiber mit Pakasch
Zu Lande transportiren
Hier wurden viele krank
Und viele blieben todt
Die Kinderlein voraus
Die litten große Noth.

Da kamen wir zur Stadt
Wo wieder Schiffe lagen
Hier wollten wir uns nun
Vor Kälte schon beklagen
Allein was war zu thun
Man mußt zur Bark hinein
Dieweil noch kein Quartier
Vor uns bestimmet seyn.

Da rief ein jeder nun
Wie thut man uns fexiren
Doch halt das Wasser wird
In einigen Nächten frieren
Und wie denn auch geschah
Zur Torschhof hieß der Ort
Drum schreibe ich anjetzt
Hier meine letzte Wort.

Doch halt es fällt mir ein
Schon wieder was zu schreiben
Und will mit diesem Reim
Mir meine Zeit vertreiben
Wir kamen alle sammt
Mit einer Bittschrift ein
Daß wir doch im Quartier
Zum Winter mochten seyn.

Da dieses nun hieß ja
Mann soll uns einquartieren
Die weil ein jeder glaubt
Er würde bald erfrieren
Transportirte man uns gleich
Ja in die Dörfer ein
Wo wir auch dazumal
Gleich einquartieret seyn.

Da ich nun diese Zeit
Sehr vieles ausgestanden
Dennoch nicht böse ward
Mit schelten Fluch und Banden
Ob schon mein neu Quartier
Sehr traurich thät aussehen
Doch mußt ich mit Geduld
Dies alles überstehen.

Die weil ich mich erfreut
Die Rußen anzuschauen
Sah mit Verwunderung
Wie sie ihr Land bebauen
Das wird nicht recht gepflügt
Nicht ordentlich besäet
Und wenn die Früchte reif
Von Herzen schlecht gemeht.

Da nun auf manges Land
Ja wirklich reicher Segen
Weil hier an dem Verstand
Der Bauer sehr verlegen
Denn nehmen sie ein Pferd
Mit ein klein Wägelein
Und legens auf ein Häuf
Daß muß die Scheuer seyn.

Der Regen, Wind und Schnee
Der muß nun Ordnung halten
Hans Russemann sitzt im Haus
Thut weiter nichts verwalten
Bis daß die größte Noth
Und ihn der Hunger treibt
Nun spricht er Matschka komm
Hol was noch übrig bleibt.

Dann nimmt er dickes Holz
Fängt grausam an zu schlagen
Ja wenn ichs angesehn
Ich thue bald verzagen
Daß so ein Unverstand
Und reicher Segen war
Vor Faulheit stinkt der Ruß
Das ist ja hell und klar.

Sonst Rußlands Gegenden
So ich bisher gesehen
An Holz und Wies und Feld
Kann alle Zeit bestehen
Nur daß es von Natur
Den Winter ist bekannt
Wer wenig auf dem Leib
Dem frieret auch Fuß und Hand.

Nun hab ich in der Kürz
Des Landes vorgenommen
Jetzt will ich auf die Tracht
Und Lebensarten kommen
Dieweil ich Winterszeit
Hab alles angesehn
Es ist recht in der That
Und wirklich so gesehen.

Als ich das erste Mal
In mein Quartier getreten
Da hört ich ja den Ruß
Stark seufzen stehn und beten
Und waren jung und alt
Von Herzen sehr betrübt
Weil man den Kolonist
Ihm ins Quartiere giebt.

Und Batschka sein Gestalt
War böse anzuschauen
Seim haarigen Gesicht
Dem that ich gar nicht trauen
Er ging fast fällig nackt
Im bloßen Hemd allein
Und Matschka mußt mit ihm
Stets auf dem Ofen seyn.

Ich kuckt ins Ofenloch,
Weil oben alle lagen
Sie wollten sich bald all
Mit Faust und Finger schlagen
Doch mit dem großen Bart
Der kam vorher hinein
Wo Batschka, Matschka auch
Bald nachgefolget seyn.

Doch weil es morgen war
Und ich von Schlafe kam
Sah ich den Rußenmann
Wie auch die Baba an
Ich dachte bei mir selbst
Was soll denn das bedeuten
Die gehen ja bloß im Hemd
Und das vor allen Leuten.

Doch hatten groß und klein
Die Spintel in der Hand
Und nach der Ofenblat
Sich alle zugewand
Ich hatte nun die Stub
Vor mir allein zu sehen
Nur Hüner, Schwein und Schaf
Davor könnt ich kaum gehen.

Die führten sich dabei
Auch ziemlich schmutzig auf
Da dacht ich bei mir selbst
Hier gehst du auch wohl drauf
Allein was war zu thun
Bei diesen kalten Tagen
Da man die warme Stub
Sehr gerne thut vertragen.

Drum ging ich ab und an
Mit Matschka, Batschka Weib
Und sah die Tafel an
Zu meinen Zeitvertreib
Die Älteste im Haus
Die thät mir allzeit kochen
Doch sah ich wenig Fleisch
Desfalls auch wenig Knochen.

Allein Kapusta Quaß
Hirse und Heyte-Gritz
Das macht sie sich die Woch
Und alle Tag zu Nutz
Und wenn sie dann gekuscht
Die Jungen mit den Alten
Daß keiner bei dem Tisch
Was weiter zu verwalten.

Da ging es mit Gewalt
Wohl auf den Ofen zu
Da lagen sie zwei Stunden
Und hielten gute Ruh
Als dann erwachten Sie
Bald einer nach dem ändern
So thät Hans Batschka auch
Wohl nach dem Hofe wandern.

Haut einige Stücker Holz
Gab seinen Pferde Stroh
Und war mit seinen Bart
In seinem Herzen froh
Ja wenn ich darauf komm
Wie schlecht das Vieh gehalten
Zwei alte dürre Pferd
Die müßen das verwalten.

Was man in Deutschland kaum
Mit zween Pferde kann
Und mit der größten Fuhr
Spannt Batschka eins nur an
Kein Haber oder Korn
Sieht man das Vieh hier geben
Doch aber gutes Heu
Dabei muß alles leben.

Milch ist im Überfluß
Doch Käs und Butter nicht
Weil es der Bauer hier
Nicht weiß wies zugericht
Nun ist es wahr gesagt
Von dem gemeinen Leben
Als von dem Bauersstand
Wovon die Red thut geben.

So arbeit er nicht viel
Er lebt auch herzlich schlecht
Er führt auch keinen Staat
Der Herr geht wie der Knecht
Kein Silber Seiden Zeug
Nur lauter Leinwand Sachen
Das läßt er sich im Haus
Von seiner Matschka machen.

Keine Stiefel keine Strumpf
Ja auch sogar die Schuh
Da nimmt er aus dem Wald
Von Bäumen Bast dazu
Doch hat er einen Pelz
Den trägt er Winterszeiten
Und das nicht alle Tag
Nur wenns was soll bedeuten.

Sonst sind sie von Natur
Hier schon so hart gewohnt
Sie haben den Anzug nicht
Daß es der Mühe lohnt
Und mir war so zu Muth
In diesen kalten Tagen
Ich scheu mich fast davor
In meiner Schrift zu klagen.

Mir fror mein Herz im Leib
Mein Geldsack fror mir ein
Desfalls muß ? Matschka stets
Mit mir beim Ofen seyn
Nun die Mobilien im Haus
Ich muß ?sie auch beschreiben
Des Morgens könnt vor erst
Ich nicht im Zimmer bleiben.

Vor Rauch und dicker Dampf
Weil hier kein Schornstein war
Bis daß mein Mittagsbrod
Im Ofen fertig war
Gorschok und Badeika
Weil wir die Töpfthun nennen
Lernt man im Überfluß
In ihrer Wirtschaft kennen.

Kein Kessel, Kupfer Zeug
Kein Eisen, Zinn noch Blei
Nur eine Küchenpfann
Die ist noch wohl dabei
Sonst all ihr Hausgeräth
Als Schüssel, Löffel, Teller
Dies alles ist von Holz
Und kostet nicht zwei Heller.

Die Fenster sind von Glas
Doch nur zwei Scheibelein
Daß kaum die liebe Sonn
Kann geben ihren Schein
Kein Bette lieben sie
Die Bank und auch der Ofen
Da muß die Matschka nun
Den Batschka innig loben.

Daß er in diesem Stück
Hier thut was sich gebührt
Daß er so manches Kind
Hierauf so fabricirt
Auch ist hier der Gebrauch
Sich wöchentlich zu baden
Dies ist recht rusche Luft
Einander einzuladen.

Was Batschka nun im Haus
Die Woch versäumet hat
Zahlt er der Matschka aus
Ganz nakt im Wasserbad
Auch fällt mir dabei ein
Ich sah vor einigen Tagen
Halt ein ich mag es nicht
Vor allen Leuten sagen.

Ich saß an einem Tisch
Schrieb diesen Lebenslauf
Lag Matschka auf der Bank
Und Batschka oben drauf
Was hier nun ist geschehen
Das kann ich zwar nicht wissen
Nur daß ich wirklich sah
Den Batschka Matschka küssen.

Was bei dem Küssen ist
Nun weiter noch geschehen
Das hab und magt und wollt
Und könnt ich auch nicht sehen
Wo komm ich aber hin
Was brauch ich mehr zu schreiben
Ich will bei meinem Marsch
Und Reisbeschreibung bleiben.

Wir liegen noch allhier
Ganz ruhig im Quartier
Ich glaub wir gehn nun mehr
Jetzt balde weg von hier
Nun da es auch so hieß
Wir sollen weiter reisen
Man wird uns morgen schon
Auf eine Barke weisen.

Drum Dank ein jeder jetzt
Vor noch gesund zu seyn
Ein jeder geh mit Freud
Zu seinem Schiff hinein
Damit wir dermal eins
Auch mögen dahin kommen
Zum angewiesnen Ort
Den wir uns vorgenommen.

Mir deugt es brauset schon
Der alte Wolgenstrom
Hier lag auch eine Stadt
Die hiesen sie Perma
Spannt nun die Segel auf
Und laßt die Wellen toben
Und hilft das Glück uns hin
So wollen wir es loben.

Anjetzt schon sieben Stadt
Mit Glück vorbei pasiert
So es uns auch gar bald
Nach Saratow hinführt
Der Schiffer sieht ja auch
Kasackenstadt schon liegen
Und wenn die Augen mir
Nicht mit Gewalt betrügen.

So seh ich schon die Städt
Mit Namen Saratow
Und in zwei gute Stund
So sind wir alle dort
Mein Freund wie mir zu Muth
Wie ich war angekommen
Karasche, Herz und Muth
Dieß war mir als benommen.

Ich dachte bei mir selbst
Ist das der schöne Ort
Der hat nicht mal ein Thor
Viel weniger eine Pfort
Lang quälen ist der Tod
Wir haben uns ergeben
Mag kosten Haut und Haar
Herein ins wilde Leben.

Seht Kinder sehet doch
Kasackenstadt ist da
Und unsere Sen den Sens
Die liegt in Saratow
Herunter von dem Schiff
Man wird euch Örter zeigen
Wo Korn und Mesler Feld
Auch Äpfel, Quetschen Feigen.

Vor wild auf Feldern wächst
Denkt nur ans Paradies
Ich glaub kaum Gersten Gritz
Viel weniger noch Reis
Doch tröst euch mit Geduld
Und laßt die Hoffnung grünen
Seht frei und fröhlich aus
Macht auch nicht böse Mienen.

Ob schon das Herze weint
So lächelt doch der Mund
Ihr krieget Land und Sand
In einer Viertel Stund
Ihr Bauern tretet aus
Man ruft euch Kolonisten
Hier gilt kein Bürger nicht
Und auch kein Profissionisten.

Kein Adel Charakter
Kein Amtrecht kein Offizier
Ihr müßt nun Bauern seyn
Da ist kein Rath dafür
0 weh was sagt mein Herz
Was quälen mir Gedanken
Wie viele sah ich krank
Ja gar auch Sterbens Kranke.

Ich dachte hin und her
Soll ich ein Bauer seyn
Da schlage Pulver Blei
Und alle Flam hinein
Nun wurden wir vertheilt
Als wie in Noahs Kasten
Wer nichts zu fressen hat
Bereite sich zum Fasten.

Doch wer nur fleißig ist
Und keine Faulheit übt
So lebt der Vater noch
Der uns zur Nahrung giebt
Nun lebet alle wohl
Ihr Kolonisten Brüder
Das Freuden Lied ist aus
Jetzt mach ich Trauer Lieder.

Man hat aus mir Offizier
Ein Prozepter gemacht
Bleibt jetzo all gesund
Ich sage gute Nacht
Nun hieß es weg von Schiff
Man wird euch Örter zeigen
Jetzt seyd ihr Mann vor Mann
So gut als wie Leibeigen.

Da habt ihr euren Fleck
Nun schafft euch euer Brod
Arbeiten müsset ihr
So lang bis in dem Tod
Und wenn ihr gnug geschafft
So ist es denn vollendet
Dann heist es große Noth
Viel Arbeit wenig Brod.


Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Наталия
постоянный участник


Пост N: 163
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.03.10 10:59. Заголовок: orlovskaja, Какая п..


orlovskaja,

Какая приятная неожиданность!

Только вчера отправила на форум свой литературный перевод всех 67-и строф повествования Бернгарда Людвига фон Платтена.
Пока обрабатывала подстрочный перевод ,не без элементов вольного перевода(без этого никак, сам знаете), сопереживала вместе с ним,
познавала душу одного из первых немецких колонистов Поволжья. Но несмотря на все тяготы и лишения этого переселения, не увидела в нём
мрачного человека, а , напротив, в какой-то степени и оптимиста, и человека, которому ничто человеческое не чуждо.

Думаю, в ближайшее время этот перевод на форуме появится.

58-ая строфа

Вижу город я Саратов,
До него плыть два часа.
Мимо проплывают хаты
И пустые берега.
Что увидел по прибытье,
Я скажу тебе, мой друг.
Где кураж мой? Я в забытьи.
Вместо смелости - испуг.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
uppsala
постоянный участник


Пост N: 161
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.03.10 12:18. Заголовок: Перечитала поэму ещё..


Перечитала поэму ещё раз, к сожалению ничаго оптимистичного не вижу,а только обман вербовщиков, голод,болезни,чуждая культура,вместо плодородного края - клочок целины,свободы никакой- долги,обратного пути нет. Полнейшее крушение надежд и тяжёлый труд, а особенно для образованного человека и дворянина.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Наталия
постоянный участник


Пост N: 164
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.03.10 13:07. Заголовок: uppsala, я говорю н..


uppsala,

я говорю не об оптимистичности поэмы Платена и того, что он увидел и с чем столкнулся, а о его натуре, о его характере.Несмотря на все трудности и пережитые лишения, крушение всех надежд, просматривается человек, в натуре которого есть и оптимизм, и вера, и надежда, т.е. всё, что присуще многим людям любой национальности.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Paul



Пост N: 29
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.03.10 18:16. Заголовок: Das Gedichtenwettbew..


Das Gedichtenwettbewerb wäre vernüftig jezt zu beenden, eindeutige Gewinner ist hier die Orlovskaja.
Und zum Schluss möchte ich sagen: Die Erde ist lange verlost.Schlechte Plätze brauchen kluge Völker.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Viktor
постоянный участник


Пост N: 211
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.03.10 00:18. Заголовок: Генрих , Если в разг..


Генрих ,

 цитата:
Если в разговорах доходило до стран, то
проскальзывала мечта (почти как у Остапа о Риодежанейро) - вот бы в Канаде где или Австралии жить, ну на крайний случай в Бразилии.


Ну а мечта эта о чём говорит, что "самоидентифицирует"? Анализируй.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Генрих
постоянный участник


Пост N: 1382
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.03.10 10:30. Заголовок: Viktor , тебе ответи..


Viktor ,
тебе ответить коротко или длинно? Коротко сложно, хоть я его
последним перечислил у отца как "самоидентификацию", но это ключевое
понятие/критерий сомоидентификации для большинства российских немцев.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Viktor
постоянный участник


Пост N: 212
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.03.10 11:42. Заголовок: Генрих, по коротче, ..


Генрих, по коротче, но с "раскрытием" обозначенной темы.


 цитата:
но это ключевое
понятие/критерий сомоидентификации для большинства российских немцев.


Не кажется ли тебе что это вообще не критерий самоидентификации,
а просто интегральное следствие первых трёх перечисленных критериев
самоидентификации (немец, лютеранин, из колонии ххх)?

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Генрих
постоянный участник


Пост N: 1383
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.03.10 12:06. Заголовок: Viktor , не своди вс..


Viktor ,
не своди всю дискуссию к спору что первично: яйцо или курица.

Обратись лучше к Наталии пусть она тебе баладу или поэму на тему
ветки напишет, пусть даже в прозе, но будет куда интересней чем наш спор.

Может вечером, может быть и позже попробую высказать мои мысли на твой вопрос .

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Viktor
постоянный участник


Пост N: 213
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.03.10 12:58. Заголовок: Генрих, а на что ты ..


Генрих,
а на что ты тут намекал, имеет это отношение к теме "самоидентификация" колонистов: ?

 цитата:
надо начать тему "борьбы немцев за власть в России в период первой половины 18 века"
и переселение колонистов из Германии как следствие не только цели модернизации России
по европейскому типу, но и попытки заиметь свою базу в низах победившей "немецкой
партии".




Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Генрих
постоянный участник


Пост N: 1384
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.03.10 13:18. Заголовок: Viktor , конечно име..


Viktor ,
конечно имеет. Фундаментальное. Но тема сложная и не для этой ветки.

На этой ветки появились два метода рассмотрения темы,
назовём условно - поэтический и сухой аналитический.

Мне кажется что посты Наталии, орловской, Ник и примкнувшего к ним
михеля более интересны для рассмотрения темы чем мои. Но своё обещание
выполню и отвечу на первый твой вопрос. Позже.




Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Viktor
постоянный участник


Пост N: 214
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.03.10 18:51. Заголовок: Генрих, не преувели..


Генрих,

не преувеличивеешь ты своей "аналитикой", можно ли вообще эту тему
"аналитично" = без эмоций рассматривать?

Вот этот пост Наталии на этой ветки само лучше объясняет всё и
в тоже время он звучит поэтично(чувственно, эмоционально)!

 цитата:
Кстати, и в России были удельные княжества и междоусобицы, и изгнания , и кровь, и войны, но всё равно люди жили, созидали, любили и уезжали(после революции 1917 года половина Парижа были русские эмигранты) , был Сергий Радонежский, были Пётр и Феврония(это раньше). Наши русские эмигранты перестали любить Россию, которая их отвергла? Нет! Они её забыли? Нет! Они не учили детей русскому языку? Не забыли и учили. Так и Поволжские немцы. Помнили, любили и учили и передавали своим детям через обычаи , через культуру эту память, через гены, если хотите, через дух, т.е.через что-то неуловимое. Я считаю, что и наше увлечение родословной, приход на форум - это тоже действие этой самой памяти сердца, генной памяти, какого-то неуловимого духа, идущего к нам от наших предков. Скажите - ну это уже мистика какая-то. Не верите в неё, но это не значит, что её нет. А то, что поволжские немцы, общаясь друг с другом, об этом не говорили, это ещё не значит, что они об этом не думали. Они и нам, близким не всё говорили, потому что время было такое, что много говорить было нельзя, они нас просто берегли. А мы вот теперь, проснувшись, как ото сна ищем эти концы, опущенные в воду. И конечно же найдём. Что не договорила, переспросите ещё.




Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Генрих
постоянный участник


Пост N: 1386
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.03.10 16:33. Заголовок: Viktor , Ну а мечта ..


Viktor ,

 цитата:
Ну а мечта эта о чём говорит, что "самоидентифицирует"?


Мечта есть мечта, заветное желание, идеализированная цель, сулящая счатье.

Мечта или визионы о счатье есть всегда часть самоидентификации.

Почему свою мечту отец (как и многие российские немцы) не связывал с СССР?
Думаю первая причина была, то что правящая партия большевиков отождествляла
себя с понятием Родина и требовала к себе такую же любовь, такие же чувства.
Можно ли было режим большевиков принимать отождествлять с понятиями и
чувствами к Родине? Vaterland? Нет конечно, с преступником который был когда более жестоким,
а когда и снисходительней, но всегда преследующий тебя, вот с этим чувством опасности можно было сравнивать
большевиков.
Даже часто употребляемое выражение Россия была родиной-мачехой для российских немцев, тоже неправильное,
даже бессмысленное, не Россия, а режим власти который отождествлял себя с Россией. И не мачехой, а преступным.
Можно ли с преступником связывать добровольно своё будущее, будущее своих детей?

Почему мечтал т.е имел заветную цель о Канаде или Австралии?
Да потому что был в душе Волжским немцем. От Родителей и прародителей он получил память,
что самая лучшая, самодостаточная жизнь это жизнь самостоятельного крестьянина,
который живёт в кругу себе подобных созидателей, тружеников, крестьян.
Живёт скромно и без всяких бессмысленных иррациональных с его точки зрения идеологий,
истЕрик и прочего. А где жил отец — в колхозе/совхозе. Половина колхоза были немцы, но председатель, парторг,
председатель сельсовета были не немцами и по их поведению воспринимались или как надзиратели, или
как погонялы или как проповедники лицемерия.
Крестьянский тяжёлый, но рационально организованный в колониях труд/деятельность приносил удовлетворение,
а колхозная жизнь начатая с выселения стала что то истЕричное, то борьба за урожай, то борьба за посев, результаты
твоего вознаграждения уже не зависели от твоего трудового вклада. А память то оставалась, что в колониях было
по другому, но здравый смысл подсказывал что восстановление колоний было не возможно...
Что оставалось — оставалось мечтать, мечтать о том где может исполниться мечта о
заветной цели. А где? А память подсказывала там, куда уехало много колонистов раньше.

вот на этой ветке до сих пор отголоски той мечты обсуждаются

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Nic
постоянный участник


Пост N: 1490
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.03.10 22:23. Заголовок: И действительно, нем..



 цитата:
И действительно, немецкий колонист Поволжья не являет собой тип германской нации, потомков древних тевтонов. Это новый народ, даже новая раса, создавшаяся в особых жизненных условиях. Слово «немец», коим до сих пор еще называют колонистов, есть форма, лишенная всякого содержания. При этом слове следует представлять западноевропейского немца-германца: колонист не немец этом смысле, однако и не русский. Колонисты — это новая, самобытная, самодовлеющая нация, ничем абсолютно не похожая на немца-германца. Если колониста-немца снова отправить в Германию, то, как показал опыт, он окажется в чужой, непонятной ему среде, он будет за границей, а не в «фатерлянде» и рано или поздно вернется на свою Волгу.
С грустью приходится признать, что пренебрежительное отношение германцев к колонистам имеет основания. Колонисты, действительно, некультурны, нравы их грубы и суровы. Однако мы не разрешили бы исторически вопроса о типе колониста, если бы прошли мимо социальных и природных условий, среди которых и мог создаться подобный тип. Есть основное положение: характер народа слагается в зависимости от совокупности условий, среди коих этот народ существовал. Среди каких же условий существовал колонист и что привело к выработке такого отрицательного типа?


и т.д.

Дитц Я.Е. История поволжских немцев-колонистов. 3-е издание. Готика. М., 2000. С. 377.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
karl
постоянный участник


Пост N: 313
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.03.10 23:26. Заголовок: Nic , И действительн..


Nic ,

 цитата:
И действительно, немецкий колонист Поволжья не являет собой тип германской нации, потомков древних тевтонов.


Конечно волжские отличались от европейских немцев.
Правильно написано, всё течёт, всё меняется. К началу 20 века и "германский" немец уже был мало похож на тевтона.
Почитайте на соседней ветке про Дица, при всем уважении к Дицу он был политиком, которому надо было
политкорректные высказывания делать. А что за период тогда был? Период иррациональности панславянистов, одной главной
целью которых была " борьба с внутренним немецем". Период германо-русского содружества начавшийся в 18 веке
заканчивался. Панславянисты посчитали, что Российская Держава возникшая из германо-русского симбиоза принадлежит
только панславянистам. И так далее, ветка не по тонкостям истории того времени. Мудрый мужик Дитц писав это хотел
только одно, отвести беду иррациональности от Волжских Колоний. Как мы знаем из истории не помогло.
Вспомним 80-90-е годы, помогло заверение всяких "деятелей" из всяких организаций немцев выпросить немного автономии.
Не помогло, не смотря на всякие клятвенные унижения и прочее.

Но твой пост поможет, если его развить, в теме самоидентификации колониста.
Дитцу нужны были голоса и других избирателей тех краёв.
Вот им и писал Дитц этот абзатц. В своей самоидентификации волжскому колонисту приходилось
тоже учитываь мнение своих соседей. Или он по тевтонтски не учитывал и из за этого конфликты?



Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Ответов - 131 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Посещений WD-форума сегодня: 143
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет