С 1 января 2011 года этот форум больше не работает.

Не пишите сюда сообщения!!!

Перейти на новый форум



АвторСообщение
Наталия
постоянный участник


Пост N: 493
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.05.10 21:49. Заголовок: Петербургские немцы


Питерские немцы - это особая глава в истории столицы.

Питерские немцы — это особая глава в истории столицы. С самого начала немецкая колония была наиболее многочисленной: её представители составляли почти половину столичных иноземцев и пополняли все сословия, от мещан до высшей аристократии (включая членов царской семьи). Немецких колонистов объединяли язык, традиции и принадлежность к Евангелическо–лютеранской церкви.
Первый приток немецких иммигрантов достиг своего апогея в середине 1720–х годов. Это время прибытия немецких ремесленников, людей искусства и науки. Вторая волна пришлась на следующее десятилетие. Массовые переселения продолжались и в царствование Екатерины Второй, и позднее, в первой половине XIX века. К концу XVIII века в Петербурге проживало 10 тысяч, а спустя сто лет — 50 тысяч немцев.
Первая Немецкая слобода выстроилась в районе нынешней Миллионной улицы, которая в XVIII веке называлась Большой Немецкой. Позднее немецкий «городок» с кирхой и школой переместился ближе к Невскому проспекту. Большой лютеранский приход образовался в 1730–е годы на углу 1–й линии и Большого проспекта Васильевского острова. Даже в конце XIX века немецкая речь здесь была слышна чаще русской. Третий центр немецкой жизни — в Литейной части, на Кирочной улице. Став потомственными жителями российской столицы, немцы сохранили свой особый жизненный уклад. В XIX веке сложился тип питерского немца, который Н. С. Лесков описал как «пунктуально верный, неутомимо трудолюбивый и безукоризненно честный».
С начала 1760–х годов немецкие переселенцы образовали под Петербургом более двадцати колоний — в Стрельне, Петергофе, Колпине, Шувалове, Пискарёвке. А позднее, в 1830–е годы, появились Весёлый Посёлок и Немецкая Гражданка. В немецких деревнях были широкие, обсаженные деревьями улицы, рядами стояли типовые двухэтажные дома с балконами, клумбы, грядки, белёные заборы. Горожане охотно снимали здесь дачи, покупали молоко, овощи, масло. Немецкие посёлки процветали вплоть до 1914 года, а последние немецкие жители были высланы в начале Великой Отечественной войны согласно постановлению Военного совета Ленинградского фронта.

Занятия

Наиболее ценен вклад питерских немцев в развитие ремесел, торговли, науки, здравоохранения, образования и культуры. Во всех сферах они проявляли мастерство, образованность, трудолюбие и основательность. Особенно прославились немецкие булочники, пивовары, колбасники; лишь к концу XIX века их потеснили русские предприятия. Немцы были известны как производители превосходной мебели, карет и музыкальных инструментов. Высоко ценились сапожники, прачки, мужская и женская прислуга. Немецкие модистки и портнихи успешно конкурировали с француженками. До конца XIX века держали первенство ювелиры, часовщики, гравёры, мастеровые по металлу.
Большинство немецких мастерских и лавок было сконцентрировано в заселённой немцами восточной оконечности Васильевского острова, а также в торгово–ремесленной Казанской части. Ф. М. Достоевский в «Бедных людях» писал: «Немецких булочников очень много живёт в Гороховой… Богатая улица! Сколько карет поминутно ездит; как это всё мостовая выносит!» Среди немцев было много и хозяев мастерских со смешанным этническим составом работников. Традиционно немецкими сферами считались медицина и фармацевтика. До середины XIX века почти все частные врачи, 90 процентов придворных и 70 процентов частных аптекарей Петербурга были немцами. С 1820–х годов известно аптечное предприятие доктора В. Пеля, поставщика Двора (до сих пор сохранилась аптека на 7–й линии В. О., № 16/18). Его сын А. Пель — изобретатель аптечной ампулы, крупнейший фармацевт России, чьи лекарства брали призы на международных выставках.
Торговля была представлена крупными оптовыми предприятиями, работавшими как на внутреннем рынке, так и на экспорт. В 1865 году немцы составляли 48 процентов крупного столичного купечества. Торговали элегантной мужской одеждой, часами, мехами, винами, художественными изделиями; в начале ХХ века спросом пользуются технические новинки, автомобили. Немцы — владельцы двух третей первоклассных гостиниц и ресторанов, почти четверти питерских фабрик и заводов. Столичная техническая интеллигенция на треть состояла из немецких специалистов, они преобладали в администрации большинства крупных промышленных предприятий. Среди немцев были сенаторы, члены Государственного совета, шефы жандармов, губернаторы, министры, банкиры.
Особую роль сыграли немцы в российской армии. Начиная с середины 1730–х годов они составляли около трети высшего офицерства, особенно много было выходцев из Прибалтики. В Галерее 1812 года почти каждая четвёртая фамилия — немецкая.
Немцы блестяще проявили себя в таких областях, как изобразительные искусства и архитектура, музыка, литография, типографское и издательское дело. Они более всего известны как издатели медицинских, естественнонаучных, технических, сельскохозяйственных книг. На протяжении двух веков немецкий оставался языком науки. В российской высшей школе выходцы из Германии блестяще преподавали естествознание, математику, древние и современные языки. Трудами преимущественно немецких учёных были созданы Петербургская академия наук, Университет, Пажеский корпус, Горный институт. Немцы известны как воспитатели отпрысков царской семьи, ректоры и преподаватели гимназий, домашние учителя и гувернёры именитых горожан.

Церковь

Центрами немецкой жизни в столице были евангелическо–лютеранские церкви. Именно вера объединяла выходцев из Германии и их потомков на берегах Невы даже тогда, когда забывался язык. Первая деревянная церковь Святого Петра появилась в 1710 году в Немецкой слободе, а затем разместилась на Невском проспекте, № 22/24. На Васильевском острове действовали церкви Святой Екатерины (Большой проспект, № 1) и Святого Михаила (Средний проспект, № 18), а близ Литейного — кирха Святой Анны на Кирочной улице, № 8. Немецкая Реформатская церковь располагалась на Большой Морской улице, № 58. К религиозной жизни иностранцев государство относилось с пониманием, все иноверческие церкви могли приглашать на весьма щедрое казённое содержание священников с родины.
Первое иноверческое кладбище появилось при Сампсониевской церкви. В 1747 году был выделен участок для лютеран на Смоленском кладбище, а в 1772 году — на Волковом. В конце XIX века лютеранское кладбище находилось на Голодае.

Общество

Немецкая колония жила насыщенной, деятельной жизнью. С 1727 года выходила «St. Petersburgische Zeitung», всего же за двести лет в столице издавалось более двадцати немецких газет, а также журналы, адресные книги, календари. В 1772 году было основано Петербургское немецкое общество для «благородной публики», позднее — Первое Петербургское собрание (Немецкий клуб), где собирались приказчики, модистки и другие служащие. Каждый год 23 июня на Крестовском острове устраивалось гулянье. В Петербурге имелся «Немецкий комедиальный дом» (на Б. Морской улице, № 25), проводились клубные и любительские спектакли. В Музыкальном обществе давались концерты немецкой музыки.

Школа

Первая немецкая школа открылась при кирхе Святого Петра в 1710 году, потом вместе с церковью она переехала на Невский проспект, № 22/24, где работает до сих пор. Это самая старая школа города. С 1783 года Петришуле стала именоваться Главным немецким училищем страны, это была самая большая несословная многонациональная школа в России. Отличное образование давали школы при церквах Святой Анны и Святой Екатерины, а также знаменитая гимназия К. Мая. До 80 процентов учителей в них были блестяще образованными немцами. Пользовались известностью гимназия и торговая школа Т. Видемана и многие другие частные учебные заведения. Усилиями двух немок — императрицы Александры Фёдоровны (Алисы Гессен–Дармштадтской) и петербурженки В. П. Шнейдер в 1912 году была открыта школа народного искусства на набережной канала Грибоедова, № 2б, где крестьянских девушек обучали традиционному рукоделию.

Имена

Нередко приходится читать и слышать, что «онемеченные» императоры позволяли немцам править Россией. Но лишь простое перечисление имён, прославивших российскую науку, медицину, архитектуру, педагогику, промышленность, банковское дело и многие другие отрасли, показывает, что выходцы из германских княжеств служили российскому государству не только ради денег. В XVIII веке из 111 действительных членов Академии наук 67 были немцами. В Петербурге работали математик Л. Эйлер, физики Э. Х. Ленц, Б. С. Якоби, лингвист Я. К. Грот. В труднейших условиях Сибири и Арктики работали в XVIII веке Г. Ф. Миллер, Я. Штелин, Г. В. Стеллер, Д. Г. Мессершмидт, И. Г. Гмелин, П. С. Паллас, И. Г. Георги. Назовём плавания И. Ф. Крузенштерна, Ф. Ф. Беллинсгаузена, Ф. П. Литке. Ф. Ф. Шуберт в 1828 году создал первый геодезический план Петербурга; астроном В. Я. Струве основал Пулковскую обсерваторию. И это только в области науки. А ещё были министр финансов Е. Ф. Канкрин, канцлер К. В. Нессельроде, шеф жандармов А. Х. Бенкендорф, братья Сименс, проложившие первые телеграфные линии, банкир, промышленник и меценат барон Штиглиц, талантливейший садовод Эйлерс. Широко известны имена врачей: Д. О. Отта, Р. Р. Вредена, К. А. Раухфуса, Г. Л. фон Аттенгофера. Весомый вклад в архитектурный облик города внесли зодчие Л. фон Кленце, Г. И. Маттарнови, Ю. М. Фельтен, К. А. Тон, А. И. Штакеншнейдер, Г. Л. Боссе, М. Е. Месмахер, А. И. Кракау, В. Шретер, скульпторы А. фон Гоген, П. Клодт, Х. Д. Раух.
Феноменальна карьера Х. А. Миниха — военного и политика, инженера, администратора, градоначальника Петербурга, служившего семи государям. Он строил крепости и мосты, осушал болота, провёл Ладожский канал, расчистил Мойку, учредил Сухопутный шляхетский корпус, был его первым директором. Вспоминая это, нельзя не согласиться со словами немецкого историка А. Катгелера о том, что «не немцы правили государством, а оно, это государство, использовало немцев, отмеченных милостью государя, как инструмент в своих целях».

Спасибо: 1 
Профиль Ответить
Ответов - 16 [только новые]


Berislawa



Пост N: 11
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.06.10 20:06. Заголовок: Наталия Очень инте..


Наталия
Очень интерсно и познавательно!

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
streiss



Пост N: 12
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.07.10 18:22. Заголовок: Наталия, а что изве..


Наталия, а что известно о Ново-Саратовке под Петербургом? Когда она образовалась? Из каких других мест переехали колонисты ? К сожалению церковные книги по рождению, крещению, браке и смерти начали вестись с 30-х гг. 19 века. Есть ли где списки первых колонистов? Я успела ещё до закрытия стр family searchпрочитать ВСЁ по Ново-Саратовке и Новгороду, записала всё, что касается фамилии моего мужа. Почему перестали вестись записи в церковных книгах после 1885 г.?

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
hilfe1
постоянный участник


Пост N: 2757
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.07.10 18:49. Заголовок: streiss пишет: Поче..


streiss пишет:

 цитата:
Почему перестали вестись записи в церковных книгах после 1885 г.?



Они продолжали вестись вплоть до создания ЗАГСов при Советской власти.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Reinhold
постоянный участник


Пост N: 149
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.07.10 10:00. Заголовок: Наталия,


спасибо за открытую тему. Я считаю что существовала связь Питера с немцами Поволжья. Я беру маленькое село Антон на Волге. У меня родственник "онкель Эберхард" работал врачом в Царском селе. Когда царь организовал экспедицию в Африку, то он записался судовым врачом. У участника сайта Liza родственники тоже до революции переехали в Питер. Возможно у вас есть материал о поволжских немцах в Питере?

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
streiss



Пост N: 16
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.07.10 21:42. Заголовок: hilfe 1 Спасибо за о..


hilfe 1
Спасибо за ответ

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
streiss



Пост N: 17
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.07.10 12:32. Заголовок: Первые ЗАГС/ Standes..


Первые ЗАГС/ Standesämter образовались в Германии в 1874 г., возможно по этому образцу и стали делаться в России записи о рождении, браке и смерти, но позже, с 1885 г. Ведь буквально по всем приходам по family search перестали вестись записи в церковных книгах с 1885 г. Или они ещё не были оцифрованы?

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
hilfe1
постоянный участник


Пост N: 2775
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.07.10 16:37. Заголовок: streiss Почему Вы ..


streiss

Почему Вы решили, что записи перестали вестись? Велись вплоть до Советской власти и даже в первые годы Советской власти. Просто на том сайте представлены сканы книг, которые имеются в наличии в Питере. Или в Питере больше ничего не сохранилось, или отсканированы были просто не все. Не забывайте, что многие документы были утрачены по разным причинам.

streiss пишет:

 цитата:
возможно по этому образцу и стали делаться в России записи о рождении, браке и смерти



Система регистрации актов гражданского состояния никак не может быть образцом для другой страны. Везде всё своё.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
exorcio
постоянный участник


Пост N: 404
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.07.10 21:26. Заголовок: После 1885 года запи..


После 1885 года записи сохранились, они тоже в Питере, но в другом архиве.
Но в тот архив попасть практически невозможно. Разрешение на доступ к материалам дает директор лично, который принимает посетителей 2 раза в неделю по часу :)

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Наталия
постоянный участник


Пост N: 679
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.07.10 22:30. Заголовок: Коль зашёл разговор..



Коль зашёл разговор об архивах Питера, должна сказать, что переписку с ними веду уже более 3-х лет. Интересовалась и первой Всероссийской переписью населения 1857 года. Ответили, что в Российском гос. историческом архиве, что на Заневском, находится на хранении фонд Центрального статистического комитета, где хранятся дела об образовании главной и местных переписных комиссий, переписные и счётные листы по губерниям.Это мне сообщил Центральный гос. истор. архив Санкт-Петербурга.А сам Российский гос. ист. архив подтверждает только наличие статистических материалов.А про подворные переписные листы сообщает, что они должны храниться в местных архивах.Кроме того, сообщили, что в фонде коллекции метрических книг евангелическо-лютеранской консистории МВД МЕТРИЧЕСКИХ КНИГ ЛЮТЕРАНСКИХ ПРИХОДОВ САМАРСКОЙ ГУБЕРНИИ НЕ ИМЕЕТСЯ. ПОСЕМЕЙНЫХ СПИСКОВ, ИСПОВЕДАЛЬНЫХ РОСПИСЕЙ, РЕВИЗСКИХ СКАЗОК И ДР. ДОКУМЕНТОВ ПО НЕМЦАМ САМАРСКОЙ ГУБЕРНИИ ЗА 1850-ЫЕ ГОДЫ НЕ ОБНАРУЖЕНО. ЭТО БЫЛ ОТВЕТ НА МОЙ ЗАПРОС, КОГДА САМАРСКИЙ И САРАТОВСКИЙ АРХИВЫ НИЧЕГО НЕ НАШЛИ, ЧТО МНЕ БЫЛО НУЖНО. МОЖЕТ, ЭТА ИНФОРМАЦИЯ КОМУ-ТО
ПРИГОДИТСЯ И ПРОЯСНИТ СИТУАЦИЮ. Одним словом, надо туда писать. Нужны адреса, могу дать. В том числе и по архивам ЗАГСов.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
marinna



Пост N: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.07.10 00:00. Заголовок: Streiss Метрические..


Streiss

Метрические книги составлялись в 2х экземплярах: первый отсылался в духовную консисторию (центр управления приходами), а второй оставался в церкви.

Консисторские экземпляры метрических книг всех лютеранских приходов Санкт-Петербургского консисториального округа находятся: в Российском Государственном Историческом архиве Санкт-Петербурга (РГИА СПб) - за 1833-1885 гг., и в Центральном Государственном архиве Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб) - за 1892-1918 гг.

Консистория выполняла ту роль, которую теперь выполняют орган ЗАГС и туда обращались за справками о рождении, бракосочетании и смерти.

Декрет ЦИК и СНК от 18 декабря 1917 г. "О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния" отменил ведение метрических книг и ввел акты гражданского состояния. В течение 1918-1919 гг. метрические книги фактически завершили существование как вид документа, однако по отдельным приходам имеются книги до 1929 г.

В 90-х гг. РГИА в Санкт-Петербурге предоставил мормонам для микрофильмования метрические книги Санкт-Петербургской евангелически-лютеранской консистории, охватывавшей приходы значительной части бывшей российской империи… - об этом можно почитать здесь http://www.antimormon.narod.ru/chapter10.html<\/u><\/a>

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
streiss



Пост N: 18
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.07.10 17:14. Заголовок: Спасибо всем ответив..


Спасибо всем ответившим на мой пост 17. к счастью нашли в книгах памяти по Новгороду о деде мужа, о котором знали, что он был расстрелян в 1937-1938г., но не знали года рождения и отчества. А так как я записывала всё из церковных книг, касающееся этой фамилии, то смогли выяснить точно прадеда, а прапрадеда на 50%, т.к. с тем именем их двое ( это где-то 1830 -е гг.) У меня есть адрес гл. инф.-аналит.центра МВД России, надеемся, что они ответят по существу дела по обвинению деда.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
streiss



Пост N: 19
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.07.10 17:28. Заголовок: Да, кстати у меня в ..


Да, кстати у меня в посте 12 было неск. вопросов, на которые никто не ответил, может быть кто-то из знатоков знает, есть ли, как по Саратовской колонии, списки первых колонистов Ново-Саратовки (первых прибывших 60 фамилий)? Есть ли они в списках Кульберга?

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
marinna



Пост N: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.07.10 23:48. Заголовок: Списки колонистов Ку..


Списки колонистов Кульберг начал составлять в 1766 г. принимая и размещая колонистов в Ораниенбауме. Новосаратовка образовалась в 1765 г., когда был подписан общий контракт с 60 семьями о поселении под Петербургом. Есть ли эти семьи в списках Кульберга? Наверно нет. Тут вопрос, сохранились ли какие-то сведения по этим семьям, тот же контракт? Такой же вопрос и по первым поселенцам Среднерогатской и Ижорской (Колпинской) колоний. Может кто знает?

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
hilfe1
постоянный участник


Пост N: 2777
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.07.10 14:34. Заголовок: marinna пишет: Може..


marinna пишет:

 цитата:
Может кто знает?


Знать может только тот, кто работал в архиве по этой теме. А таких, явно, нет. Поэтому самый прямой путь - написать в Питер в архив. И ещё. Мне когда-то попадалась информация, что какая-то молодая женщина защищалась, кажется, именно по Питерским немцам. Уж она-то должна знать, что есть в архиве по этой теме. Попробуйте найти её в сети.


Спасибо: 0 
Профиль Ответить
heiner
постоянный участник


Пост N: 1290
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.10.10 17:27. Заголовок: DEUTSCHE IN PETERSBURG


DEUTSCHE IN PETERSBURG
Petersburg war bekanntlich lange Zeit die Stadt in Russland mit den meisten Nationalitäten, und darunter hatten Deutsche einen nicht geringen Anteil: sie machten fast die Hälfte der hier ansässigen Ausländer aller Stände aus, von Kleinbürgern bis hin zur Zarenfamilie.
Die erste Welle der Deutschen kam an die Newa Mitte der 1720-er Jahre. Als die Gründungsarbeiten in vollem Gange waren strömten hierher, in die neue Hauptstadt, Handwerker, Gelehrte und Künstler.
Danach trat eine Pause ein, und die zweite Welle kam mit Katharina II. Jetzt allerdings waren es mehrheitlich Adelige. Ein dritter Ansturm deutscher Einwanderer erfolgte Anfang des 19. Jh.. Kurz gesagt, gegen Ende des Jahrhunderts lebten in Petersburg bereits 50ooo Deutsche. Sie ließen sich aber nicht nur in Petersburg selbst nieder. Nach 1760 gründeten sie in Petershof und weiteren Orten der näheren Umgebung über 20 Kolonien. Diese Siedlungen unterschieden sich wesentlich von den benachbarten Dörfern durch ihre breiten, baumbestandenen Straßen, die akkuraten Reihen zweigeschossiger Häuser mit Balkonen, Blumenvorgärten und weiß gestrichenen Zäunen.
Diese Siedlungen gediehen bis zum Ersten Weltkrieg. Sogar in der Sowjetzeit konnte man noch Ihre Überreste sehen, und selbst da strahlten sie noch teilweise ihren eigenen Charme aus.
Großen Schaden erlitten sie dann während des Zweiten Weltkriegs (Vaterländischen Krieges), als ihre Einwohner umgesiedelt und die Gebäude als Verteidigungsanlagen verwendet wurden.
In der Stadt selbst ließen sich die Deutschen im Zentrum nieder, in der Gegend um die Millionnaja-Straße, die zeitweise sogar Große Deutsche Straße hieß.
Später zog die deutsche Diaspora näher zum Newski-Prospekt. Dort gab es auch zwei Viertel mit überwiegend deutschen Einwohnern so z.B. am Anfang der Wassili-Insel, wo sogar eine evangelische Kirche entstanden ist. Dort konnte man wohl öfter Deutsch auf der Straße hören als Russisch, und die Straßenschilder waren deutsch beschriftet.
Die Deutschen in Petersburg pflegten ihre Sprache, ihre Bräuche und ihren evangelischen Glauben.
Auf diese Weise konnten sie lange Zeit ihre besondere Lebensart bewahren, und gegen Ende des 19. Jh. bildete sich der Typ des Petersburger Deutschen heraus, den der Dichter Leskow schilderte als „unerschütterlich treu, unermüdlich arbeitsam und unbedingt ehrlich“.
Ein Petersburger konnte nach der Öffnung der deutschen Bäckereien seine Uhr stellen.
Deutsche waren stadtbekannt, und der Deutsche war Bestandteil der Stadtkultur, denn mit keiner anderen Völkerschaft pflegten die Petersburger so enge, geradezu nachbarliche, Beziehungen wie mit den Deutschen.
Das waren nicht nur Kontakte unter Prominenten aus Kunst, Literatur und Musik, sondern auch der alltägliche Umgang mit den einfacheren Schichten.
Tag für Tag begegneten die Petersburger solchen Helden aus Gogols „Newski-Prospekt“ wie Schiller und Hoffmann, nur war das nicht „der Schiller, der den Tell geschrieben hat, sondern der Blechnermeister Schiller in der Meschtschanskaja-Straße und nicht der Dichter Hoffmann, sondern ein recht ordentlicher Schuhmacher in der Ofizerskaja-Straße.“
So eine enge Nachbarschaft spielte speziell mit der deutschen Stadtbevölkerung eine wichtige Rolle in den Beziehungen, denn die Deutschen des Landadels und aus den Kolonien kannte man kaum.
Die Städter heirateten gern Russinnen und assimilierten sich.
Kurz, für die meisten Petersburger waren die Deutschen ein gewohnter Bestandteil ihres Lebens, und in den „deutschen“ Stadtteilen, von denen oben die Rede war, verstanden viele Deutsch, baten nur langsam zu sprechen.
Daneben entwickelte sich ein Stereotyp des Deutschen mit Zügen, die nur ihm eigen waren und die ihn von allen anderen unterschieden.
Im 18. Jh. drückten Russen ihre Meinung vorwiegend in Flugblättern aus, in denen die Deutschen häufig vorkamen, dabei mit recht derbem Humor. In den meisten Bildern war die Rede von deutschen Frauen, die ihre Liebe feilboten (damals war Prostitution Sache von Deutschen und Französinnen). Es kommen auch zahlreiche Militärszenen vor, in denen die Deutschen überheblich, dabei aber albern und tollpatschig auftraten und ständig „Konfusionen erlitten“.
So entsteht zu Beginn des 19. Jh. das dominante Bild des Deutschen als Fremder: etwas komisch, zum Teil durch seine Berechnung und sogar Geiz abstoßend und im Felde leicht zu besiegen.
Damals entstanden auch viele spöttische Redensarten wie „Der Preuße ist gut, der Russe aber guter“. Andererseits sah man in den Deutschen, besonders nach den Napoleonischen Kriegen, Brüder: „Amüsiert euch Soldaten, gemeinsam Russe mit dem tapfren Preußen, der gewohnt ist, Bruder dich zu nennen und der so gut wie du die Waffe zu führen weiß“ u.a.
Im ganzen 19. Jh. kam der Deutsche auch als Figur im Puppenspiel vor und drückte die Einstellung der russischen Städter aus.
Er kam vor allem als unbedarfter Arzt vor, der schlecht Russisch sprach. Überhaupt war die schlechte Aussprache russischer Wörter ein weites Feld für Spott und Hohn.
Andererseits kam in den Stücken auch unbedingt eine Hochachtung vor dem Deutschen als Arbeitstier zum Ausdruck, der „mit hochgekrempelten Ärmeln“ lebt, ein typisch deutscher Meister seines Faches ist und sich durch deutsche Gelehrsamkeit auszeichnet.
Um Zuverlässigkeit und breites Wissen einer Person hervorzuheben, sprach man in Petersburg von „der deutschen Gelehrsamkeit“, und ein Mensch, der sich durch Pünktlichkeit und Pedanterie auszeichnete, hieß „ein echter Deutscher“.
Erst Ende des 19. Jh., als sich unter den Petersburgern ein slawisches Selbstbewusstsein entwickelte, begannen antideutsche Stimmungen Fum sich zu greifen, und dominant wurde das Klischee des überlegenen Russen.
Dennoch blieb der Deutsche in Petersburg eher eine komische Figur. Er ist der Nachbar, dem es nicht gelungen ist, ordentlich Russisch zu lernen, er ist gelehrt, scheitert aber an den simpelsten Dingen, ab und an gibt er mit seiner Gelehrtheit und Überlegenheit an, lässt sich aber leicht übers Ohr hauen, er ist geizig, aber gleichzeitig ein fürsorglicher Familienvater.

So war die Meinung bis 1914...

In der Gestalt des Petersburger Deutschen existierten nebeneinander Herablassung und Achtung, gutmütiger Spott, Kritik, nie aber aus Neid und Hass, sondern nur um den Fremden vom hohen Ross zu holen und sich selbst einzureden, dass der Russe sein Licht nicht unter den Scheffel stellen muss.


ПЕТЕРБУРГСКИЕ НЕМЦЫ

Петербург, как известно, долгое время был самым многонациональным городом России, и часть немецкого населения исторически составляла в нем немалый процент – почти половина столичных иностранцев всех сословий, от мещан до членов царской семьи. Первый поток переселения немцев на берега Невы приходится на середину 1720-х годов, когда город активно строился, и в новую столицу хлынули ремесленники, ученые и люди искусства. Затем наступила передышка, и второй поток начался уже в царствование Екатерины Второй. На сей раз, в основном, приезжала уже знать. И третий всплеск переселения немцев в город относится к началу 19 век. Словом, к концу позапрошлого века в столице насчитывалось уже 50 тысяч немцев.
Но немцы селились не только в самом Петербурге. С начала 1760-х годов переселенцы образовали в пригородах более двадцати колоний: в Стрельне, Петергофе, Шувалове, Пискаревке, Веселом Поселке, Шувалове и Немецкой Гражданке. Их поселения значительно отличались от окружающих деревень своими широкими, обсаженными деревьями улицами, стоящими в ряд двухэтажными домами с балконами, клумбами и белеными заборами. Поселки эти процветали вплоть до Первой мировой войны, но и после, уже в советское время, можно было видеть их остатки (например, в Стрельне и Немецкой Гражданке) – и даже тогда они сохраняли часть былого своеобразия. Ленинградцы охотно снимали там дачи, покупали продукты. К сожалению, большой урон поселениям и их обитателям нанесла Отечественная война: людей выслали, а по зданиям прошелся вал обороны города.
В самом же городе немцы первоначально селились самом центре, в районе Миллионной, которая одно время даже называлась Большой Немецкой улицей. Потом немецкая диаспора переместилась ближе к Невскому проспекту. Также имелось еще да района с преобладанием немецкого населения: В Литейной части, на Кирочной улице и в начале Васильевского острова, где построили кирху, и где немецкая речь раздавалась, пожалуй, даже чаще русской, а таблички с названиями улиц были на немецком языке..
Действительно, петербургских немцев объединяли язык, традиции и принадлежность к лютеранской церкви. Именно благодаря трем этим составляющим они надолго сохранили свой особый жизненный уклад, и к 19 веку сложился четкий тип питерского немца, описанный Николаем Лесковым, как «пунктуально верный, неутомимо трудолюбивый и безукоризненно честный». Недаром по открытию немецких булочных, знаменитых «вас исдасов», прославленных Пушкиным в «Евгении Онегине», петербуржец мог точно определять время. Происхождение этого названия таково: в немецких булочных открывалась обычно лишь маленькая форточка наверху, и любезный хозяин спрашивал посетителя «Was ist das?», что одновременно было и искаженным французским словом «форточка».
Немцев в Петербурге знали решительно все, и образ немца занимал в городской культуре совершенно определенное место, поскольку ни с одним из других народов, населяющих столицу, не было у петербуржцев более тесно, даже «домашнего» соприкосновения. Этому служило не только общение выдающихся людей, связей в литературе, искусстве и , музыке, но и взаимные столкновения и контакты в повседневной действительности, в каждодневном общении простых людей. Ведь петербуржцам каждый день приходилось сталкиваться с героями, например гоголевского «Невского проспекта» Шиллером и Гофманом – только это были «…не тот Шиллер, который написал «Вильгельма Телля», но известный Шиллер, жестяных дел мастер в Мещанской улице… не писатель Гофман, но довольно хороший сапожник с Офицерской улицы».
Такое близкое знакомство, конечно, сыграло огромную роль в формировании отношения к городским немцам, именно к городским, петербургским, потому что немцев – сельских дворян и немцев-колонистов столичные жители знали мало. Именно городские немцы вступали в браки с русскими и легко ассимилировались. Словом, для большинства горожан немцы были привычной составной частью жизни; в «немецких» районах, о которых говорилось выше, многие даже понимали по-немецки, только просили говорить помедленнее. Но вместе с тем существовал и образ немца с чертами, свойственными только им и отдельный от других.
В 18 веке это отношение выражалось, в основном, в лубочных картинках, где рисунок и подпись составляют как бы действие. И здесь вовсю присутствовали немцы, правда, с грубоватым юмором, поскольку в большинстве из них речь шла о немках, которые любовь обратили в ремесло. В то время проституцией в Петербурге занимались главным образом немки и француженки. Также много военных сцен, где немцы показаны самоуверенными, но нелепыми, неповоротливыми и постоянно «терпящими конфузии».
Так к началу 19 века постепенно складывается первый образ немца-чужака: немного смешного, отчасти и отталкивающего расчетливостью и даже скупостью, которого легко победить. К этому времени относятся и появление пословиц о немцах: «Прусский гут, а русский гутее», «Русский немцу задал перцу» и так далее. Однако, с другой стороны, на немцев, особенно после войны с Наполеоном, смотрели и как на братьев: «Веселись солдат с солдатом, русский с храбрым пруссаком: он привык тебя звать братом и владеть, как ты, штыком»
Весь 19 век городское отношение к немцем прошло под знаком кукольного раешного театра, где всегда присутствовала фигура немца. Он, как правило, был неумелым врачом, и плохо говорил по-русски. Трудно удержаться, чтобы не привести здесь прелестное стихотворение, в котором немец посылает русского слугу на рынок, приказывая так:

Пошел на больша долга ринка,
Купай мне десять шорни рипка,
У них есть уса длина,
А глаза смотрят бистра
И нок имеет мнок.

В конце концов, выясняется, что хозяин приказал купить раков. Однако вместе с тем в пьесах непременно звучало уважение к работнику, живущему «засучив рукава», к немецкой мастеровитости и учености. Недаром в Петербурге, желая подчеркнуть точность и широту знаний, говорили «немецкая ученость», а человека, отличавшегося пунктуальностью и педантичностью, звали «настоящим немцем».
К концу 19 века с оживлением славянского вопроса среди петербуржцев развились антинемецкие настроения, и начинает преобладать стереотип превосходства русского над немцем. Хотя и тогда в сознании петербуржца немец остался фигурой главным образом комической. Это сосед, та и не выучивший русского языка; он учен, но не знает самого простого; он порой кичится своей ученостью и превосходством, но его можно легко обвести вокруг пальца; он скуп, но вместе с тем рачительный хозяин. Немцы накрепко вошли в жизнь петербуржцев, и, как говорилось тогда; «Немца бить – значит, себя по щеке ударить, ну, а потрунить над Иван Иванычем (классическое прозвище петербургских немцев) – нельзя не потрунить».

Так продолжалось до 1914 года…

Словом, в образе петербургского немца соседствовали и пренебрежение, и уважение, и добродушная насмешка, и готовность к критике, но за этим всегда стояли не зависть и ненависть, а стремление с помощью иронии слегка принизить образ чужого и уверить себя, что русский человек не хуже.


Источник: http://home.arcor.de/russgazeta/German/masharochm2-deu.html<\/u><\/a>


Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Irina
постоянный участник


Пост N: 442
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.11.10 18:51. Заголовок: Фридентальская колония в Царском Селе.


Список колонистов по состоянию на 1911 - 1912 годы.*
• Вебер Вениамин Адамович.
• Видемейер Христиан.
• Видемейер Н.А.
• Видемейер Александр.
• Келлерман Иван.
• Кремер Яков.
• Кемпер Иван Адамович (Иоганн Абрахам) ? - 1843.
• Кемпер Шарлотта - жена дети : Иоганн, Фердинанд, Амалия, Элизабет ... Всего 13 детей внучка : Магдалина.
• Кумбрух И.В.
• Мейер П.В.
• Мейер (братья Василий, Иван).
• Мундингер Вольдемар.
• Мундингер Вильгельм.
• Мундингер (братья Василий, Абрам).
• Мундингер Василий Филиппович.
• Мундингер Александр Филиппович (1854 - 18.10.1915).
• Мундингер В.А.
• Мундингер Филипп.
• Мундингер Андрей Иосифович 21.02.1857 - 20.03.1898.
• Мундингер Вольдемар 24.08.1857 - 24.02.1902.
• Мундингер Фридрих 17\5.09.1816 - 11.11.1886.
• Остерман Мария.
• Остерман В.В.
• Остерман (братья Карл, Фердинанд, Василий).
• Рут ... .
• Флейнгаузен Карл.
• Флейнгаузен (братья Карл, Фердинанд, Василий).
• Флинкгаузен Каролина.
• Фурман Василий.
• Шмиц Николай.
** ** **
ПРИМЕЧАНИЯ :
1. Настоящая Справка составлена на основе различных источников: современные публикации, исследовательская литература, тематические исследования, архивные материалы, материалы КУИ Пушкинского района, рефераты школьников , путеводители, дореволюционные периодические издания Царского Села, собеседования со старожилами города и т.д.
2. Принцип построения Справки: любое, вновь появившееся в поле зрения, имя вносится в Справку.
3. Имена расположены в алфавитном порядке фамилий.
4. Чтение исконных (немецких) имен и фамилий колонистов не всегда представляется возможным: церковные книги лютеранской кирхи уничтожены.
5. По датам : применительно к именам и самой Колонии наиболее ранней датой можно считать 1819-1825 гг. – период приезда и обустройства немцев на территории Царского Села. Наиболее поздняя дата (не вызывающая сомнений) - 1915 год, по факту смерти А.Ф. Мундингера.
6. Гибель поселения, как Колонии, следует, с большей долей вероятности, отнести к 1914 году – начало Первой мировой войны. В связи с порождением в стране массовой антигерманской истерии. Исход колонистов, предположительно, завершили революционные события 1917 года.
7. Допущена исследовательская грубая ошибка: по установленным именам не все первоисточники зафиксированы.


Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Посещений WD-форума сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет